Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы

Содержание налоговой системы. Налог выступает как денежная плата гражданина за поддержание в стране цивилизованности, достигаемой за счет усилий государства.

Основными чертами налога как экономического явления выступают:

  • обязательность, или императивность уплаты;
  • безвозмездность;
  • безэквивалентность;
  • срочность;
  • наказуемость за уклонение от оплаты.

Принято считать, что налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную, контролирующую и социальную функции.

Для того чтобы в полном объеме выполнять свои функции, налог должен располагать соответствующими элементами. При этом для раскрытия природы налога особое значение имеет выделение прямых и косвенных налогов. Косвенные или «ценовые налоги» выступают как налог на потребление. Их появление и дальнейшее наращивание способствуют повсеместному повышению цен.

Налоговую систему можно представить как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных законодательством и обязательных к уплате. С институциональных позиций налоговая система выступает как система организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений.
Налоговая система страны предстает как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения, сбора и отмены налогов, соответствующих действующему законодательству.

К системным принципам налогообложения сегодня относятся:

  • принцип получаемых выгод;
  • платежеспособность и всеобщность;
  • справедливость и нейтральность, стабильность;
  • доходчивость и гибкость, оптимальность;
  • обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения.

Налоговая нагрузка. На уровне национальной экономики данный показатель определяется как удельный вес государственных налогов и сборов в объеме ВВП. Т.е. данный показатель отражает ту долю ВВП, которую государство присваивает через механизм налогового перераспределения.

В наше время обнаруживается четкая закономерность: чем богаче страна, тем большая часть ВВП через налоговую систему изымается в пользу государства. Не случайно сегодня высокоразвитые страны зачастую трактуются не иначе как «налоговые государства». расширение и активизация функций государства создают общую предпосылку для повышения налоговой нагрузки. Следует учитывать, что в сфере налогообложения срабатывает весьма поучительная закономерность, которая получила название «эффекта Лаффера»: чем больше налоговая ставка, которая используется в налогообложении, тем меньше с определенного момента те налоговые поступления, которые добровольно направляются налогоплательщиками в государственный бюджет.

Мультипликатор налогов. Вполне очевидно, что налоги сокращают совокупный спрос, следовательно, должны отрицательно влиять на объем ВВП: DТ↑ →→ Yd↓ →→ (C↓; S↓) → →

AD↓ →→ Y↓.

При этом обнаруживается воздействие мультипликатора налогов на экономическую ситуацию в стране. Так, изменение суммы налога на одну денежную единицу вызывает изменение совокупного спроса на величину МрС×1. Поэтому налоговый мультипликатор (Мт ) равен:

Изменение объема выпуска (∆Y) под воздействием изменений объема налогообложения (∆T) будет равно: ∆Y=Мт ×∆T.

Но если государство обеспечит оперативное расширение государственных закупок, то прирост совокупного спроса будет больше тех потерь, которые произошли накануне под воздействием ∆T. Дело в том, что первоначальное изменение объема государственных закупок (∆G) не проходит ту особую фильтрацию, которую в секторе домашних хозяйств выдерживает располагаемый денежный доход (Yd), проходя сквозь призму «предельной склонности населения к потреблению» (МрС).

Так как экономическая ситуация в стране непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянно совершенствовать налоговую систему и повышать ее эффективность с учетом задач современной фискальной политики.

Содержание фискальной политики. Фискальная политика государства есть целенаправленные действия правительства по мобилизации и рациональному использованию денежных ресурсов с целью решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития страны.

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживает себя как совокупность конкретных мер правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета.

Тип бюджетно-налоговой политики современного государства непосредственно зависит от:

  • состояния национальной экономики и характера переживаемой фазы промышленного цикла;
  • сформулированных в национальной концепции задач социально-экономического развития страны;
  • наличия у правительства правового коридора, достаточного для проведения соответствующих мероприятий в финансово-бюджетной сфере;
  • степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества;
  • международного рейтинга и авторитета страны.

При классификации есть резон различать долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную фискальную политику. В рамках антициклической (или конъюнктурной) политики принято различать (1) стимулирующую и (2) сдерживающую фискальную политику.

На практике антициклическая фискальная политика может реализовываться как дискреционная и недискреционная.

Особые возможности фискальной политики связаны с тем, что здесь может реализоваться идея встроенных стабилизаторов.

Основная идея встроенных стабилизаторов сводится к тому, чтобы посредством оперативных мероприятий оказывать активное воздействие на деловую конъюнктуру, сглаживать крутизну волн промышленного цикла, приближаться к линии долгосрочного тренда экономического развития.

Отметим, что в рамках фискальной политики потенциал налоговой политики должен дополняться другими институциональными, организационными и экономическими мероприятиями.

В современной фискальной политике государственным расходам отведена роль экономической инъекции. если налоги есть изъятие денежных средств из экономического оборота, то денежные расходы государства есть их возврат.

При разработке мероприятий фискальной политики следует учитывать, что у правительства всегда ограничены возможности для маневра объемом и структурой государственных расходов с учетом принятых на себя экономических и социальных обстоятельств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)