Рейтинг, ранжирование и совместный анализ
Скорее атрибуты или выгоды, нежели марки и пели, могут быть в центре исследования. Для определения степени их важности применяются процедуры, аналогичные тем. которые использовались для определения общего отношения, рассмотренного выше.
Самый простой метод рейтинга, который имеет преимущество легкости понимания и выполнения, заключается в представлении характерных свойств в виде перечня, в котором против каждого свойства приведена шкала с пометками “очень важно — не имеет значения”. Потребитель просто выбирает соответствующее положение шкалы по каждому свойству в зависимости от его важности при принятии решения о покупке.
Модификацией данной процедуры может служить шкала Ликерта (Likeit). В ней разработаны утверждения типа: “‘Для меня было бы весьма важным узнать, в покрышках, которые я приобрел бы в следующий раз, используется стальной или нейлоновый жесткий корд”. Респондентов просят отметить степень их согласия или несогласия по каждому из подобных заявлений.
Прямые методы рейтинга и ранжирования, в частности такие, в которых прямо задается вопрос относительно степени важности по каждому свойству, сравнительно недороги и легко осуществимы. Основной аргумент в пользу этих методов заключается в том, что, если некоторые несущественные свойства будут включены в рейтинг как важные, то это легко выяснится при окончательном анализе данных. Основная проблема заключается в том, что покупатель склонен хотеть иметь “все” и стремится отразить эти желания, отмечая в рейтинге все свойства как важные.
Другая проблема, связанная с прямыми методами, заключается в том, что они не отражают, что же на самом деле означает понятие “больше” или “меньше” в отношении определенного свойства. Респонденту’ представляют только свойство, а не уровни этого свойства.
Поэтому проявляется большой интерес к методам, позволяющим определить степень важности на основании данных, собранных путем указания респондентами различных комбинаций свойств и их уровней. Как группа методов, эти процедуры известны под названием совместного анализа (conjoint analysis) или совместных измерений.
Цель совместного анализа — определение степени важности свойств и их уровней. Это аналогично методам ранжирования-рейтинга. Отличие — лишь в методах ссора и анализа информации. Во всех вариациях этого метода покупателя просят принять компромиссное решение по поводу сочетания тех или иных свойств.
На рис. 8.6 приведен пример карты стимулов, используемой в совместном анализе • 1ля исследования автомобильных покрышек, при анализе которых учитывается пять основных свойств: марка, долговечность протектора, боковая стенка, иена и тип корла. Для выявления степени важности различных атрибутов на основании полученных
Данных можно использовать различные методики компьютерного анализа. Так, на рис. 8.7 показано, что респонденты очень высоко ценят долговечность протектора <_нри пробеге 80 тысяч миль) и низкую стоимость (40 долл. США) в отличие от цвета боковой поверхности и наличия знака торговой марки на ней.
Показатели общей значимости каждого свойства можно также получить на основании таких данных. На рис. 8.8 представлены результаты этих исследований. Как можно заметить, пена и долговечность протектора — самые важные характеристики в наборе из пяти тестируемых свойств, в то время как тип корда, торговая марка и бо-коные стенки следуют в убывающем порядке.
Значительное преимущество совместного анализа заключается в том, что на основании этих данных можно вывести новые комбинации свойств, а, следовательно, судить об относительной привлекательности новых “товаров”. Зная о том, насколько важен каждый уровень свойства, исследователь может комбинировать различные уровни и вывести общее значение новой комбинации. В приложении к настоящей главе пред
ставлены последние разработки в области совместного анализа.
Ранжирование, рейтинг и совместный анализ наиболее полезны как для расстановки степени важности различных свойств в наборе, так и для более глубокого понимания рекламодателем сути торговой марки и комбинаций товара. В следующем разделе обсуждается вопрос, являются ли такие свойства определяющими в формировании представления о товаре, в конце концов, ведущего к его покупке.
- Использование многоатрибутных моделей отношения
- Сетки FCB и Росситера-Перси
- Трансформирующая реклама: трансформация опыта предыдущего использования
- Отношение к рекламе
- Роль классической теории условных рефлексов
- Недавние исследования условных рефлексов
- Некоторые открытия в области классических условных рефлексов
- Специфические чувства, испытываемые аудиторией
- Отношение потребителя как следствие выгод, полученных от приобретенного продукта
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу