Предмет надзора за следствием, дознанием и ОРД
Рассматриваемая отрасль регламентирована гл. 3 раздела III Закона о прокуратуре. Предмет надзора определен в ст. 29 Закона о прокуратуре, там содержится перечень поднадзорных органов, видов их деятельности и требования к ним.
К числу поднадзорных органов относятся:
- органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- внешней разведки Министерства обороны РФ (ст. 13 Закона об ОРД);
- органы дознания: органы внутренних дел и иные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ст. 40 УПК РФ);
- органы предварительного следствия: следователи Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 150 УПК РФ).
Поднадзорные виды деятельности, регламентированные УПК РФ, Законом об ОРД, ведомственными нормативными актами:
- разрешение сообщений о преступлениях (доследственная проверка);
- оперативно-розыскная деятельность;
- предварительное расследование (в форме следствия и дознания).
Прокурор при осуществлении надзора проверяет:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
- законность решений, принимаемых поднадзорными органами.
Приказ Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 в сфере надзора за ОРД обязывает прокурора проверять: законность заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведения оперативно-розыскных мероприятий, представления результатов ОРД; наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД; соблюдение определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий; законность постановки лиц на оперативный учет и снятия их с учета.
На этапе разрешения сообщений о преступлениях типичными являются следующие нарушения закона: укрытие преступлений от регистрации, неполнота проведенной проверки, вынесение незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Фактически данная отрасль ввиду специфики поднадзорной деятельности и ее различного законодательного регулирования распадается на два самостоятельных направления:
- надзор за ОРД;
- надзор за следствием и дознанием.
На этапе предварительного расследования нередко встречаются следующие нарушения закона: незаконное привлечение к уголовной ответственности, нарушение разумного срока расследования («волокита»), незаконное прекращение или приостановление производства по делу, незаконное применение мер процессуального принуждения.
- Метод проектов как стратегия обучения в ЮУрГУ
- Метод проектов в современном высшем образовании
- Участие прокурора в правотворческой деятельности
- Участие прокурора по делам об административных правонарушениях
- Координация деятельности по борьбе с преступностью
- Уголовное преследование
- Прокурора участие в арбитражном процессе
- Участие прокурора в гражданском процессе
- Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу