Педагогика сотрудничества в новаторских технологиях обучения

Педагогика сотрудничества представлена в новаторских технологиях обучения Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, И.П. Иванова, С.Ф. Лысенковой, Б.П. Никитина, В.Ф. Шаталова.

Педагогика сотрудничества понимается как:

  • современная воспитательно-образовательная технология, разработанная на основе совместной развивающей деятельности учителей и учащихся, характеризующаяся их субъект-субъектными отношениями в педагогическом процессе;
  • педагогическая технология, в которой осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей (как учениками, так и учителями);
  • педагогическая технология, основанная на гуманистической идее совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагогов и воспитанников, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

Ведущие принципы педагогики сотрудничества:

  • гуманизация и демократизация педагогических отношений;
  • ученье без принуждения;
  • личностный подход;
  • идея трудной цели;
  • опоры;
  • свободного выбора;
  • опережения;
  • идея крупных блоков;
  • соответствующей формы;
  • самоанализа;
  • интеллектуальный фон класса;
  • содружество с родителями.

Педагогика сотрудничества является воплощением нового педагогического мышления, основой которого являются субъект-субъектные отношения учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Непосредственно педагогика сотрудничества возникла в конце 80-х годов двадцатого века, когда в общеобразовательных школах СССР развернулось движение учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и мн. др.).

Учителя-новаторы осознали необходимость создания новых педагогических условий для обучения, развития и воспитания в связи со значительными изменениями в социуме, в характере учебно-познавательной деятельности школьников.

В отчете всесоюзного собрания учителей-экспериментаторов (1986 г.) было записано: «Теперь все ученики в наших классах. Мы – чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которых выпало учить детей без отбора и «отсева»… Приемы и навыки такого обучения мы в наследство не получили, мы должны выработать их сами… Мы должны дать нашим детям новые стимулы учения – те стимулы, которые лежат в самом учении… Перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития» [Учительская газета от 18 марта 1986 года].

На собрании речь шла о создании такой педагогической технологии, в которой делается упор не на принуждение, а вовлечение детей в учебный труд, на совместную деятельность учителя и учащегося. Таковой и явилась педагогика сотрудничества. Ее идеи первоначально развивались в методиках обучения, разработанных педагогами-экспериментаторами.

Данные методики позволяли эффективно формировать учебные знания, умения и навыки школьников, активизировать их умственную и учебно-познавательную деятельность, осознанность учения.

По мере совершенствования методики обучения трансформировались в образовательно-воспитательную технологию, которая в большой мере обеспечивает результативность всестороннего и гармоничного развития личности, создает условия для выявления и раскрытия способностей, развития индивидуальности ребенка.

Сегодня сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Для педагогики сотрудничества характерно представление педагога об ученике как субъекте своей учебной деятельности

Два субъекта (учитель и ученик) одного процесса (педагогического) действуют вместе, представляют собой союз, партнерские отношения более старшего человека (опытного и знающего) с менее опытным (но обладающим преимуществом молодости). В этом в широком смысле заключается сущность педагогики сотрудничества как личностно-ориентированной воспитательно-образовательной технологии.

В технологии выделяют четыре основных направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
  3. Концепция воспитания.
  4. Педагогизация окружающей среды.

Выявление и анализ сущности и содержания педагогики сотрудничества как личностно-ориентированной образовательно-воспитательной технологии позволяет определить основные идеи, которые реализуются в обучении и воспитании в ее рамках:

Нацеленность обучения на общее развитие учеников. Исходя из этой идеи, в качестве дидактических принципов выдвинуты требования обучения на высоком уровне трудности (идея трудной цели в обучении) и быстрый темп обучения (по Л.В. Занкову).

Мотивация ученика в процессе обучения. Ее источники – в характере обучения, в сотрудничестве учителя и ученика, в наличии соответствующей среды. В том, чтобы учебно-познавательная деятельность стала для ученика общественно значимой и в силу своей значимости приобрела для него личностный смысл.

Установление гуманных отношений учителя с учащимися в педагогическом процессе, управление обучением и воспитанием, всей школьной жизнью детей с позиции их интересов. Создание в работе с детьми благоприятного психологического климата, уход учителя от традиционных назиданий, формирование педагогического общения, предполагающего взаимоуважение учителя и ученика.

Идея педагогической поддержки учащихся, создание педагогом «точки опоры» для ученика в его нелегком учебном труде.

Идея свободного выбора. Имеется в виду выбор предмета для более глубокого изучения, выбор учебных тем, задач для решения, способов учения и самообразования и т.д. Это дает возможность преодолевать неравномерности развития отдельных качеств личности школьника, целенаправленно достигать гармоничности его развития и создавать условия для укрепления в ребенке чувства свободы в собственном выборе, самостоятельности в учебной деятельности, для формирования его самоактуализации.

Интересно
Идея самоанализа. В соответствии с ней учеников нужно специально обучать анализу своей деятельности, самоконтролю, оценочным действиям по отношению к себе и другим, что во многом развивает их субъектность, ответственность за результаты своей работы и за свои поступки.

Идея создания в учебном процессе интеллектуально-эмоционального фона в классе. Учитель в рамках педагогики сотрудничества формирует не только знания, умения и навыки школьников. Но и обязан заботиться о развитии их интеллекта, любознательности, стремлении преодолевать трудности в учении, получать радость от умственного напряжения, эвристики.

Идея личностного подхода к ученику в процессе обучения и воспитания означает использование в работе с детьми таких приемов, которые обеспечивали бы развитие их чувства собственного достоинства, ощущение внимания педагога лично к себе. Каждый ученик на каждом уроке или внеклассном мероприятии получает оценку своего труда, видит заинтересованность в результатах своей работы со стороны учителя.

Изучение сущности, содержания, основных направлений и идей педагогики сотрудничества определяют ее личностно-развивающий характер, гуманистическую направленность, идеалы и нормы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)