Методика изучения педагогического опыта

Педагогический опыт – один из самых доступных источников новых идей, подходов, технологий.

В профессиональной подготовке будущих учителей, как и в любой педагогической деятельности, чрезвычайно важен образец, олицетворяющий собой совершенство отношения к профессиональному предназначению.

«Творцы и новаторы педагогического процесса являют собой очевидное воплощение ценностей социально-педагогического характера, конкретизированное в их личностях или некоторых профессионально значимых качествах, в линии их поведения или в отдельных ситуативно обусловленных поступках. Будучи реальными носителями педагогических достоинств и профессионально необходимых общечеловеческих свойств с максимальными или близкими к ним значениями, они заключают в себе конкретизированное выражение наставнического идеала и потому оказываются способными ощутимо обогатить потребностно-мотивационную, интеллектуально-мировоззренческую сферы будущих учителе».

Поэтому особое значение в профессиональной подготовке имеет изучение педагогического опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации воспитания и образования.

Знакомство с жизнью и деятельностью педагогов – мастеров способствует осознанию сути их мастерства, их ведущего педагогического метода в целостности их педагогической деятельности, формированию собственного почерка работы учителя.

Поскольку эффективно заимствовать педагогический опыт возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, в процесс выработки на основе известного образца собственной позиции, своего варианта.

Интересно
Мировая и отечественная история образования, а также богатейшая современная учебно-воспитательная практика предоставляют в распоряжение будущих учителей многочисленные факты проявления педагогами высочайшего педагогического профессионализма.

Как из относительно давнего прошлого (например, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), так и не столь далекого времени (М. Монтессори, Д. Дьюи, Р. Кершенштейнер, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, А.В. Сухомлинский).

В качестве конкретных образцов творческого подхода к решению насущных задач подготовки детей к жизни и труду необходимо обратиться к опыту педагогов-новаторов конца 80-х-начала 90-х г.: экспериментаторов в области семейного воспитания детей Л.А. и Б.П. Никитиных, реформаторов методик начального обучения детей Ш.А. Амоношвили, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Потаповой, усовершенствователей теории и практики коллективного воспитания применительно к новым социально-экономическим условиям А.А. Захаренко, И.П. Иванова, В.А. Караковского, М.П. Щетинина, реорганизаторов подходов к обучению школьников на подлинно гуманной основе И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова.

Своей практикой они утвердили гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества со школьниками, внутренней свободы формирующейся личности, целесообразной помощи каждому. Они создали новые педагогические системы, в каждой из которых найдено решение определенных актуальных педагогических проблем.

В.Ф. Шаталов показал, как с помощью системы опорных сигналов выучить всех и дать каждому ребенку «точку опоры» в его жизненном самоопределении.

Ш.А. Амонашвили удалось найти средство, чтобы пробудить «серебряные колокольчики» в душе каждого ребенка, обеспечить его развитие.

М.П. Щетинин вел поиски путей разностороннего развития личности через эмоционально-художественную деятельность.

И.П. Волков сумел пробудить творческое начало у каждого школьника

С.Н. Лысенкова создала систему ранней педагогической пропедевтики посредством опережающего обучения в начальных классах.

По мнению Ф.Ш. Терегулова, обобщенный передовой педагогический опыт – основные идеи и разработанные на этой основе новые средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса – вполне может быть вовлечен в известные этапы инновационного процесса, на которых, сохраняя специфику, можно воспользоваться общими закономерностями инновационного поведения.

При знакомстве будущих учителей с деятельностью педагогов–мастеров, различными педагогическими технологиями, способами организации воспитания, образования, необходимо уметь:

  • определить цели, основные задачи, принципы педагогической деятельности педагога мастера;
  • сформулировать суть его педагогического метода, приемов, средств, форм организации педагогического процесса, специфику его деятельности;
  • выявить, что создает целостность педагогической деятельности данного педагога;
  • обобщить, осмыслить опыт;
  • соотнести изученное с собственным стилем общения, жизнедеятельности;
  • оценить и предположить возможность использования в своем опыте (полное использование, копирование, использование после соответствующей адаптации);
  • выработка собственного взгляда.

Для анализа педагогического опыта можно использовать следующую схему (по В.И. Загвязинскому):

  1. Изучаемый объект (педагог, коллектив, объединение).
  2. Наименование опыта.
  3. Цель изучения опыта.
  4. Краткая аннотация (проблема, способ решения, полезность, новизна, применяемость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).
  5. Какие задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики делают опыт актуальным.
  6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания воспитательного процесса, деятельность воспитателей, воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников.
  7. Результаты воспитания, (сдвиги в адаптации, воспитанности).
  8. Педагогический анализ опыта:
    – его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы);
    – характеристика отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.
  9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные условия). Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).
  10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях – корректированию опыта.
  11. Рекомендации по адресной направленности опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничений, наиболее подходящие способы использования).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)