Общинные отношения

В качестве одной из составляющих «новых школ» выделена система межличностных отношений, которые характеризуются сотрудничеством и партнерством педагогов и воспитанников и чаще всего приобретают общинный характер.

Общинные отношения, созданные и подкрепленные системой общих ценностей, традиций, ритуалов и ключевых символов, приводят к созданию единой общности взрослых и детей в рамках школы; общности, которую сами творцы авторских школ именуют по-разному: «воспитывающей общиной», «духовной общиной», «обучающей общиной», «справедливым сообществом» и т.п.

В этом смысле община приобретает характер интегративной характеристики авторской школы гуманистического типа и становится, по мнению Т.В. Цырлиной, системообразующей категорией в понятии «культура авторской школы».

Община является традиционной формой объединения людей, поэтому ее перенос по аналогии в деятельность школ не противоречит исторической логике.

Стремление людей к объединению и общению, к формированию общностей отвечает социальной природе человека и служит средством его физической и моральной защиты, создавая питательную среду для эмоционально-комфортного взаимодействия.

Участие в делах общины является одной из важнейших потребностей человека, позволяющей сохранить его психическое здоровье и здоровье общества в целом.

Существует ряд сущностных характеристик объединения людей по принципу общины:

  • субъект-субъектный характер взаимоотношений;
  • общность дела;
  • поддержание и сохранение менталитета и традиций;
  • обеспечение личной независимости и свободы членов;
  • уважение прав личности;
  • самоуправление и наличие соответствующих структур.

Данные положения выступают в качестве основания для рассмотрения педагогических общин в рамках авторских школ.

В качестве основных признаков педагогической общины выступают следующие:

  • общие цели, которые формируют специфический «общинный этос» (свобода как принцип деятельности и общения, многообразие видов деятельности и стремление к нравственному усовершенствованию);
  • общность дела и многообразие видов совместно осуществляемой деятельности, некий «скрытый курс обучения»;
  • частота и прочность межличностных связей и широкая палитра общих форм деятельности, ведущая к созданию «климата заботы»;
  • духовное единство членов общины, укрепляющее ее внутреннюю структуру;
  • «общинная память», позволяющая хранить и передавать накопленный и ценный для данной общины опыт;
  • расширенный круг личных свобод и защита прав личности, обеспечивающие ей благоприятное поле индивидуального развития.

Совпадение цели детей и взрослых членов общины позволяет вырабатывать единые коллегиальные нормы поведения, создавать некий общий «социальный дух», на важность которого указывал в свое время Дж. Дьюи.

По мнению ряда педагогов – создателей школ общинного типа (Дж. Дьюи, Р. Штейнер, К.Н. Вентцель, Л. Кольберг, В.А. Сухомлинский), общность дела и многообразие видов совместно осуществляемой деятельности – ее главный признак, позволяющий формировать некий «скрытый курса обучения», который типичен для внеклассной деятельности школы.

Осознание значимости общей трудовой деятельности характеризует, например, вальдорфские школы, в которых обязательным для детей становится труд в мастерских, на школьных полях, в садах и огородах, а также в фермерских хозяйствах в качестве летней практики. В ходе такого труда, кроме всего прочего, вырабатывается еще и единая «трудовая пика», закладывающая весомые основы нравственности, стимулирующая стремление делать добро.

«Добротворчество» является еще одним специфическим видом деятельности, характерным для школ общинного типа

Наблюдаются разнообразные формы такой деятельности. У В.А. Сухомлинского детей приучали к «тимуровской работе» и адресной помощи сельчанам – инвалидам, престарелым и одиноким, не ожидая при этом похвалы или награды.

В школе «этической культуры» Ф. Адлера ученики старших классов обязаны (по учебной программе) отработать в течение года 36 часов в детском саду, больнице или приюте для бедных.

Учащиеся Бруклайна создали вместе с учителем домоводства школьный ресторан, где с удовольствием обслуживают своих одноклассников и педагогов за весьма символическую плату.

Спортивная деятельность позволяет не только сплотить детей в стремлении к победе и достижению высоких, спортивных результатов, но и обеспечить поддержание их здоровья (П. Гехеб, А. Нейлл), клубные виды деятельности направлены на развитие духовно-эмоциональной составляющей личности, позволяющей обогатить ее внутренний мир (Р. Штейнер, Ю.В. Завельский).

Школа общинного типа характеризуется наличием разнообразных межличностных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности.

Совместные усилия позволяют выполнять любое дело более эффективно и качественно и формировать личностно-эмоциональные отношения, построенные на единстве общих установок и чувств.

Профессионально-педагогические взаимоотношения в школе-общине отличаются двумя специфическими чертами: коллегиальностью и «расширенной» ролью педагога.

Интересно
Взаимодействие на уровне коллегиальности предполагает как высокое качество взаимоотношений педагогов, так и большую эффективность при организации учебных занятий.

Рождается потребность педагога в педагоге, которая перерастает чисто профессиональные рамки, приобретая личностный смысл, помогая воспринимать атмосферу школы как дружескую и эмоционально комфортную, доставляя больше удовлетворения от совместной работы, наполняя новым содержанием их взаимоотношения с учащимися.

Это нашло выражение в деятельности известных авторских школ В.А Караковского, Ю.В. Завельского, Дж. Магергена и многих других.

Специальному формированию духовного единства школы-общины, которое выражается в совместной разработке коллегиальных норм и правил поведения, способствует специальный подбор педагогов, обладающих профессиональной увлеченностью и способных увлечь своими интересами детей (Василий Александрович Сухомлинский), наличием развитого чувства товарищества (Александр Нейлл), способностью к сопереживанию (Януш Корчак) и сотворчеству.

Установка на формирование «коллективных норм сообщества» разработана Лоуренсом Кольбергом и осуществлена им и его сторонниками в многочисленных «справедливых сообществах», в которых должны проявляться забота, доверие, стремление к единению, гласность, коллективная ответственность и преданность сообществу.

В коллективных формах находит свое отражение высокая оценка взаимоотношений на уровнях: индивид – индивид, индивид – группа.

Образующееся в результате «общинное пространство» обладает еще и «общинной памятью», в которой в свернутом виде собраны традиции, символы и чувства, превращающие это пространство в неразрывное целое.

Они опредмечиваются в реальных видах деятельности, в разнообразных межличностных отношениях и способствуют укреплению духовного единства общины.

Традиции связывают ребят одного класса в единое целое, а проявляясь в событиях всей школы, становятся образцом для подражания другим ученикам. Высоко оценивали роль традиций А.С. Макаренко, А. Нейлл в созданной им школе Саммерхилл, В.А. Караковский.

Интересные традиции создал в своей школе и Джек Магерген.

Например, директор школы или в его отсутствие кто-то из педагогов встречает детей утром на пороге школы; учащиеся подготовительной группы и I-III классов начинают день с чтения стихов, декламации, рассказывания шуток и загадок друг другу; дни рождения каждого ребенка специально отмечаются в школе.

Для Дж. Магергена традиции важны с целью формирования чувства «семьи» в школе, и в то же время они служат важными вехами, отмечающими становление школьной культуры

Наконец, в общинной школе происходит расширение круга личных свобод с одновременной защитой прав личности, что выражается в создании и соблюдении конституции школы, равно как и органов самоуправления.

Т.В. Цырлина предложила следующую типологию авторских школ общинного типа.

Типология по типу и степени развертывания самоуправления.

По типу самоуправления:

  • республиканская община («Наш Дом» Я. Корчака, «Справедливые сообщества» Л. Кольберга и др.);
  • община семейного типа («Школа гуманности» П. Гехеба, школа А.А. Захаренко и др.).

По степени развертывания:

  • полное самоуправление (вальдорфские школы Р. Штейнера);
  • избирательно-компонентное («школа гуманности» П. Гехеба).

Типология по «ценностно-целевой направленности»:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • духовные;
  • «справедливые».

Обучающие общины – это школы, нацеленные на интеллектуальное развитие учащихся, формирование у них прочной системы знаний в условиях единой педагогической общности взрослых и детей. Такие общины впервые появились в «новых школах», экспериментальных учебно-воспитательных учреждениях, созданных в Европе в конце XIX-начале XX в. (Абботсхольмская школа С. Редди, школа де Рош Э. Демолена).

«Воспитывающие» общины – это тип школы, который позволяет наилучшим образом подготовить детей к взрослой жизни и создать все необходимые эмоционально-комфортные условия для их полноценного развития.

Такой тип общины сформировался в школе Г. Винекена, названной автором «Свободная школьная община», объединив школу и ее «воспитывающую среду» в некое единое целое, которое может быть достигнуто лишь в неразрывной связи с действительностью, действием и делом в ходе долгих лет совместной общей жизни взрослых и детей.

Условиями формирования «духовных» общин называют создание ее духовной общности, свободные беседы педагогов и учащихся; неформальное общение вне учебных занятий; горизонтальное деление школ; наличие общих интересов и форм их реализации в виде разнообразных клубов и т.п., отсутствие каких-либо политических организаций и идеологического давления.

Характеристики «справедливых» общин можно показать на примере процесса формирования «справедливых сообществ», поэтапно разработанного Л. Кольбергом и его последователями.

Интересно
Ступени формирования «справедливой» общины охарактеризованы автором через уровень моральной зрелости детей, который вначале весьма примитивен и ориентирован на реализацию лишь собственных потребностей, но постепенно перерастает в коллективные формы и заботу о сообществе.

Ступень 1. Забота о себе. Подчинение структурам власти и авторитету. Страх наказания. Все действия рассматриваются с точки зрения их физических последствий.

Ступень 2. Односторонняя забота о другом человеке. Основной мотив поведения – удовлетворение собственных потребностей.

Ступень 3. Интерес по отношению к делам группы. Конформность в отношении групповых норм. Основной мотив поведения – быть «приятным окружающим».

Ступень 4. Обеспокоенность поддержанием порядка в сообществе. Поддержание общих правил. Стремление к сохранению сообщества, а не подчинению ему.

Ступень 5. Совместное решение всех вопросов. Отсутствие абсолютных истин. Изменение собственных норм поведения в случае согласия большинства и с позиций полезности для наибольшего числа людей. Рост взаимной ответственности.

Высшая, пятая ступень, по своим характеристикам аналогична школам общинного типа, в которых главное внимание также сосредоточено на совместной выработке всех значимых для учреждения решений, согласовании и утверждении общих, коллективных норм деятельности и поведения, а также обеспечении ответственного отношения к выполнению этих форм.

В общине именно единство учащихся и педагогов способно породить наивысшие формы объединения, расцвет творчества и формирование климата подлинной заботы.

К формам детско-взрослого сплочения в школах общинного типа относят следующие:

  • уроки (особенно межвозрастные и междисциплинарные);
  • праздники;
  • соревнования;
  • сборы.

Многие из названных форм традиционны, некоторые отличают лишь общинные школы, но и те, и другие специфичны в условиях авторской школы. Любые занятия и формы, в которые сообща включаются дети и взрослые, несут на себе отпечаток и информацию об общих традициях и ценностях всей школы.

Сами уроки, сотрудничество и партнерство, в ходе которых усиливается общность учащихся, обеспечивают их возможностями лучше познать друг друга, приобретают символическую ценность для каждого нового ученика школы, например, межвозрастные уроки в школе В.А. Караковского, проект «Ученик ученику» в школе «этической культуры» Ф. Адлера, когда старшие ученики проводят занятия с младшими.

Например, учащиеся V-VI классов две недели внимательно изучают материал по гигиене, который входит в программу второклассников (в основном выбираются темы, связанные с вредом курения, алкоголизма, наркотиков и т.д.), готовят планы уроков, которые затем подробно и тщательно обсуждали с учителем-предметником, и только после его одобрения они приступают к непосредственному проведению занятий.

Близость самих «учителей» к той возрастной группе, с которой они работают на уроке, позволяет им создать живую и раскованную атмосферу, включить элементы ролевой игры и драматизации, а самое главное – сдружить старших и младших.

Внеурочные занятия, большие праздники, спортивные соревнования, сборы и т.п. способствуют приобщению к общим ценностям школы, например, праздники в вальдорфских школах, литературные постановки в ШКИДе и т.д.

Важным видом деятельности является игра и общий творческий характер деятельности

В авторской школе игра опирается на два равноценно значимых и реализуемых основания: деятельностно-ролевое и карнавально-смеховое, где обозначают ее основные функции: вид системообразующей деятельности; структурный элемент культуры школы; способ организации деятельности; своеобразный фон, на котором протекает жизнь детей; особая ниша воспитания, погружение в которую позволяет сохранить детям детство.

Существуют и специфические формы объединения педагогов:

  • «учительские посиделки»;
  • совместные поездки;
  • общее празднование дней рождений и больших событий;
  • «капустники» и т.п.

Особенно выделяются «педагогические посиделки» и учительские «капустники», где беседуют, спорят, обсуждают наболевшие проблемы, просто отдыхают в обществе друг друга; возникает свой «язык общения», позволяющий учителям легче понимать и решать как чисто профессиональные, так и социальные проблемы, что в свою очередь уменьшает чувство изолированности и повышает степень моральной и профессиональной защищенности педагогов, обеспечивает им равные условия для коллегиального признания и профессионального поощрения друг друга.

Характеристика деятельности общинной школы, которая приобретает специфичные черты, связанные с особенностями личности творца и реализуемой им авторской концепции как в совместном труде детей, так и в добротворчестве, в разных видах творческой, клубной или спортивной деятельности, разных формах объединения детей и взрослых и типах самоуправления, основана на общности гуманистических целей, стремлении к духовному единству и упрочению «общинной памяти».

Общинная организация школы в значительной степени усиливает получение учителями внутреннего удовлетворения и радости от работы; повышает общий моральный уровень педагогического коллектива, поддерживаемый коллективно выработанными правилами и осознанием эффективности собственной деятельности; интенсифицирует развитие личности педагога, основой которого становятся разнообразные формы и виды совместной с детьми деятельности.

Объединение педагогов носит «заразительный» характер, что способствует не только сплочению учителей, но и повороту учащихся в общий поток школьной жизни.

Характеристиками личностного опыта детей и взрослых становится забота, общее чувство надежды и ответственности за все происходящее в стенах школы, что, с одной стороны, создает эмоционально комфортную и благоприятную для развития обстановку, а с другой – повышает общий творческий уровень всего происходящего в школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)