Значение социально-психологического взаимодействия учителя и учащихся

Необходимым условием успешной реализации педагогического процесса в системе образования является грамотно организованное взаимодействие между педагогом и учениками. Традиционно субъект-объектные отношения в ходе обучения и воспитания рассматриваются преимущественно с позиции учителя. Мы не будем отступать от заданной традиции и проанализируем их основные составляющие, приняв на себя роль обучающего.

Коммуникация учителя и учащихся является одним из компонентов педагогической деятельности.

Кратко перечислим все остальные:

  • гностический компонент содержит в себе исследовательскую деятельность учителя, направленную на расширение спектра собственных знаний, умений и навыков:
  • конструктивный компонент отражает планирование педагогом своей деятельности и ее результатов;
  • организаторский компонент определяет ход всего педагогического процесса, т.е. предполагает его организацию;
  • коммуникативный компонент раскрывает организацию взаимодействия между участниками педагогического процесса (учителем, учащимися, родителями) и отражает уровень развития у педагога навыков коммуникации и степень владения ими.

В данном компоненте педагогической деятельности реализуется целый ряд функций учителя. А если выразиться точнее, без коммуникативного компонента невозможно представить реализацию какой бы то ни было функции педагога, например информационной, заключающей в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога, пользование методическими средствами: мобилизационной, направленной на активизацию познавательной деятельности учащихся, поддержание и развитие у них творческого и самостоятельного подхода к получению знаний, общественной работе, развивающей, учитывающей в процессе формирования способностей индивидуально-психологические и возрастные особенности каждого школьника, или ориентационной, заключающейся в формировании у учащихся мировоззренческих принципов, социально одобряемых способов поведения и личности в целом.

Значимым для саморазвития учащихся выступает грамотно организованное педагогом в ходе коммуникации воздействие. В отечественной науке выделяют прямое (открытое) и косвенное воздействия.

При прямом воздействии учитель непосредственно обращается к учащемуся с определенными предложениями или требованиями. Осуществляя косвенное воздействие, педагог реализует свою деятельность в сфере ближайшего окружения конкретного объекта: изменяя что-либо в окружении, часто через референтное лицо, учитель стремится трансформировать личность или поведение выбранного ученика. При этом такие характеристики осуществляемого воздействия, как его продуктивность, характер и направленность, могут быть различными по степени проявлений. Так, целенаправленное влияние является продуктом сознательной активности педагога, когда заранее определены ее цель, задачи и методы, а также ожидаемый результат. Нецеленаправленное влияние, наоборот, часто незапланированное, случайное и непреднамеренное. Возникает естественный вопрос: какое воздействие(целенаправленное или нецеленаправленное, прямое или косвенное) приносит большие плоды для педагога и учащихся? Ответ следует неоднозначный: любое вмешательство обучающего может иметь позитивные и негативные последствия.

Таким образом, процесс взаимодействия учителя и учащихся довольно сложен. На его успешность влияет целый ряд факторов: возраст учителя; стаж педагогической деятельности; личностные особенности педагога; отношение к выполняемой работе, ученикам и другим членам педагогического коллектива.

Следует отметить что коммуникации учителя в учебно-воспитательном процессе затрагивают сразу две сферы: детская среда (школьники) и межличностные отношения в педагогическом коллективе. Во многом успешность профессиональной деятельности определяется не только организованностью взаимоотношений с учащимися, но и налаженностью межличностных отношений педагога с коллегами по работе, с родителями учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)