Внеклассные мероприятия по праву

Внеклассная работа по праву имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Ведь она способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию у них творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению правовых дисциплин.

Организация и проведение внеклассного мероприятия требуют от преподавателя тщательной предварительной подготовки, знания интересов учащихся и учета их возрастных и психологических особенностей.

Выбор темы внеклассного мероприятия определяется, с одной стороны, объемом предусмотренного правового материала, с другой – уровнем общеобразовательной подготовки учащихся и возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и внеклассной работы.

Внеклассную работу по праву можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

Внеклассная работа по праву решает следующие задачи:

  • усовершенствование знаний, навыков и умений, приобретенных на уроках права;
  • расширение кругозора учеников;
  • развитие их творческих способностей, самостоятельности;
  • воспитание любви и уважения к людям родного края и страны.

Следует обратить внимание на то, что при организации внеклассной работы по праву необходимо учитывать психологические особенности как личности, так и коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия по праву.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в их содержании, организации и формах проведения наблюдаются существенные отличия.

Назовем основные отличия внеклассной работы от учебной:

  1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой по праву, вовлечь в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым поддержать в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы: она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к правовым явлениям.
  2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строгой регламентации времени, места, формы их проведения (местом проведения внеклассного мероприятия может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д.). Во-вторых, в отсутствии строгого учета полученных знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, дискотек, сборов, выпуска стенгазеты и т. д.).
  3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества при выполнении и организации мероприятий, могут участвовать в выборе форм работы, ориентируясь на собственные интересы, склонности.

Внеклассное мероприятие по праву может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетического, трудового и физического воспитания. Оно должно воспитывать искреннего гражданина, который с почтением относится к своей стране и уважает ее законы.

В методической литературе традиционно различают три вида внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого разделения положен признак количественного охвата участников.  Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками и может быть постоянной или эпизодической.

Групповая внеклассная работа имеет четкую организационную структуру и ведется с относительно постоянным составом участников, объединенных общими интересами (разнообразные кружки, классные часы, экскурсии и т. д.).

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры (вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п.), а мероприятия проводятся эпизодически.

Внеклассные мероприятия по праву могут иметь разный характер: соревновательный (правовой конкурс, игра, олимпиада, викторина, «суд» и пр.), культурно-массовый (тематический вечер, правовая дискотека, вечер встреча с интересным человеком и пр.), политико-массовый (правовой форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и пр.). Говоря о внеклассных мероприятиях по праву, не стоит забывать и о возможности выпуска стенгазеты, бюллетеня и прочего соответствующей тематики.

Хороший результат может дать использование в процессе правового и гражданского образования общественных ресурсов. Речь идет об интересных людях, специалистах в различных сферах жизни общества; организациях, учреждениях, памятниках истории и культуры, других социальных и природных объектах, которые могут быть местом для проведения выездного учебного занятия, экскурсии, выполнения творческого задания или социального проекта; различных общественных событиях и мероприятиях, в которых можно принять участие, и т. д.

Внеклассные мероприятия по праву позволяют:

  • преодолеть замкнутый характер правового образования;
  • уйти от доминирующих традиционных методов обучения и воспитания;
  • выработать более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления;
  • связать теорию с практикой;
  • получить эмоциональный заряд;
  • обогатить свой внутренний мир, познакомиться с уникальным жизненным опытом других людей;
  • создать условия для профессиональной ориентации правовых знаний и социализации.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы, как неделя права и обществознания в школе, что предусматривает участие в мероприятиях большого числа ребят. Неделя права и обществознания становится своеобразным творческим отчетом и способствует формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе ее подготовки.

Неделя проводится в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, где обозначены цели, содержание и форма каждого ее компонента. Тематика мероприятий в рамках недели права и обществознания должна быть интересной, познавательной, доступной, связана с учебным материалом и соответствовать возрастным особенностям учеников, уровню их правовой подготовки.

Как показывает практика, чтобы достичь поставленных целей, внеклассная работа должна иметь следующие характеристики:

  • информативность и содержательность;
  • коммуникативная направленность;
  • ситуативность;
  • ориентация на повышение правовой и гражданской активности учеников;
  • эмоциональность.

К организации внеклассной работы по праву предъявляются следующие требования:

  • органичная связь с урочной работой;
  • обязательность выполнения учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений;
  • целенаправленность и регулярность (в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: ежедневная, еженедельная, ежемесячная, один раз в полугодие, год);
  • массовый охват учащихся.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)