Важнейшие технологии психолого-педагогического сопровождения
В данном разделе мы в схематичном виде представим, в какой форме участвуют и какие задачи решают в ходе сопровождения основные участники учебно-воспитательного процесса: педагоги-предметники, классные руководители, завуч, психологи, школьная администрация и, конечно, родители.
В этот процесс могут быть также включены социальный педагог и социальный работник школы. Но их функции и обязанности остаются на сегодняшний день очень неопределенными (для авторов модели), поэтому мы лишь коснулись их возможного участия в разделе, посвященном психолого-педагогическому консилиуму и его работе.
Сопровождающую деятельность каждого из участников учебно-воспитательного процесса рассмотрим в двух уже описываемых ранее важных ситуациях: в случае проведения диагностического минимума и в случае индивидуального запроса к психологу.
Первая ситуация — источником информации о школьнике служит психодиагностический минимум. В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы с данной параллелью.
Напомним, что этот цикл состоит из нескольких основных этапов — постановки и уточнения проблемы, а также ее решения.
Постановка и решение проблемы в значительной степени — это диагностическая работа, решение проблемы закладывается на психолого-педагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе конкретных мероприятий.
В процессе всего цикла сопровождения определенной параллели каждым участником сопровождения решаются следующие задачи, реализуются конкретные виды работ.
Таким образом, на этапе подготовки к консилиуму активную сопровождающую работу осуществляют психолог и классный руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают основными «поставщиками» информации.
На этапе проведения психолого-педагогического консилиума активно работают психолог, классный руководитель, завуч и школьный медик при организационной поддержке администрации.
Наконец, на третьем этапе число активных участников сопровождения возрастает: «своя» работа есть у психолога, классного руководителя, завуча, педагогов-предметников и родителей.
Вторая ситуация — началом психологической работы служит индивидуальный запрос, поступающий от школьника, его родителей и педагога. В данном случае также может быть предложен некоторый алгоритм работы с запросом.
Для его изложения воспользуемся схемой, разработанной Е. В, Бурмистровой, М. С. Гончаровой и Р. А. Васильевой и несколько модифицированной нами. В процессе работы психолога с реальным запросом может быть выделено несколько основных этапов.
Первый этап — непосредственная работа психолога с «автором» запроса. В первом случае это работа со школьником, обратившимся к психологу с определенном проблемен, в ром — с родителем, в третьем — с педагогом.
Во втором и третьем случаях взрослые могут обратиться к психологу как с собственными проблемами, так и с проблемами, которые возникают у них во взаимодействии с ребенком, учеником.
На первом этапе психолог пытается решить любую из них, не обращаясь к другим лицам, в частности, ученику, послужившему поводом для обращения.
Если же в таком парном взаимодействии решить проблему клиента не представляется возможным, работа психолога переходит на второй этап. К работе с запросом школьника на втором этапе психолог привлекает педагога и (или) родителя в зависимости от содержания проблемы.
И родитель, и педагог в данном случае рассматриваются психологом как субъекты сопровождения, он обращается к ним как к коллегам для совместного решения проблемы ребенка.
Конечно, в случае, если взрослые не готовы к принятию на себя ответственности за ее решение, психологу предстоит и определенная работа с ними как с клиентами. К работе с запросом педагога и родителя, касающегося взаимоотношений с ребенком, психолог привлекает самого школьника.
Может быть проведена дополнительная психологическая диагностика, беседа или собственно консультативная и коррекционная работа со школьником. Если в рамках данной системы проблема не может быть решена, круг участников расширяется.
На третьем этапе к процессу сопровождения привлекается классный руководитель и (или) завуч. Причиной может быть, например, то, что педагог не может или не хочет в сотрудничестве с психологом решить проблему ребенка либо их совместных усилий недостаточно.
Может потребоваться специальная воспитательная работа, проводимая классным руководителем, организация методической педагогической помощи (завуч), привлечение сил всех педагогов-предметников данного класса.
Четвертый этап работы с запросом разворачивается, если содержащаяся в нем проблема требует участия администрации -заместителя директора по воспитательной работе или самого директора.
И, наконец, пятый этап — это выход через администрацию на внешние инстанции — муниципалитет, милицию, окружные комиссии и т. д. При этом на любом этапе работа может либо прекратиться, либо найти выход на специализированные учреждения — психологический центр, поликлинику и др.
Разберем этот алгоритм на гипотетическом примере. К психологу обратился педагог, преподаватель математики в 7-8 классах с просьбой помочь решить учебные проблемы ученицы 7-го класса.
Проблемы, по мнению учителя, возникают из-за крайней невнимательности, несобранности п незаинтересованности девочки, а также из-за «чрезмерного интереса к противоположному полу». На уроках, считает педагог, она думает только о том, как понравиться мальчикам.
Если у психолога достаточно информации о самом подростке, уровне ее развития и психологическом состоянии, он может провести консультативную встречу с педагогом по разработке мер педагогического влияния, организации обучения ученицы, не расширяя круг вовлеченных в проблему.
В противном случае, психолог приступит к сбору диагностической информации, беседуя с другими педагогами, родителями и самой школьницей.
Полученные данные могут опять же привести его к необходимости проконсультировать только данного педагога, но могут и поставить его перед необходимостью вести соответствующую работу и с ее родителями (по вопросам воспитания девочки, отношения домашних к ее школьным проблемам и т. д), и с самой девочкой.
Если ее проблемы окажутся шире взаимоотношений с конкретным педагогом и восприятием конкретного предмета, психолог может обратиться к завучу или классному руководителю с просьбой провести рабочий консилиум по обсуждению данного случая, либо непосредственно выйти на педагогический коллектив данной параллели.
Участие школьной администрации может оказаться необходимой в том случае, если педагоги займут жесткую позицию по отношению к ученице либо возникнет необходимость оставить ее на повторное обучение, перевести в коррекционную группу, оказать административное влияние на родителей.
Описанные выше схемы работы могут послужить основой организационной работы не только самого психолога.
Осмысленные и принятые другими участниками учебно-воспитательной системы, они помогут внести ясность в задачи психологической службы, формы участия в ее работе педагогов, администрации и родителей.
Мы считаем, что есть смысл провести специальный методический совет школы по обсуждению и принятию алгоритмов такого типа за основу работы со школьником, его психологическими и педагогическими проблемами.
Его можно проработать в деловой игре, в схематичном виде раздать всем педагогам с тем, чтобы он заработал как живой механизм психолого-педагогического сотрудничества.
- Рабочий план деятельности школьного психолога в течение учебного года
- Важнейшие технологии психолого-педагогического
- Третья консультативная ситуация
- Содержание консультативной деятельности психолога
- Направление первое: школьная прикладная психодиагностика
- Психолог в школе: проблема профессиональной готовности
- Школа и психолог: один в поле не воин
- Психолог и школа: проблемы подчинения
- Психолог — родители школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу