Управление охраной труда
Задача создания гибкой системы управления охраной труда (СУОТ), адекватно и своевременно реагирующей на возникновение нештатных ситуаций, в результате которых создается угроза жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности, является многофакторной задачей. Главной целью СУОТ является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.
Система управления охраной труда в Российской Федерации является многоуровневой системой управления и включает в себя федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, местный уровень управления. Согласно Закону РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 181-ФЗ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ. На рис. 1.1 представлена структурная схема управления охраной труда в Российской Федерации.
Как уже отмечалось ранее, главной целью СУОТ является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности. Эта цель может быть достигнута при условии корректного использования законодательно-нормативных, организационных, технических, экономических, социальных, санитарно-гигиенических и психофизиологических мероприятий и воздействий. На рис. 1.2 представлена структурная схема СУОТ.
Органами государственных экспертиз условий труда проводятся:
- экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;
- экспертиза условий труда на рабочих местах;
- экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;
- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;
- экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров;
- экспертиза условий труда по предложениям предприятий иорганизаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск;
- другие виды экспертиз.
Основными задачами органов управления на предприятии в
сфере охраны труда являются:
- обеспечение безопасности производственных процессов;
- обеспечение безопасности производственного оборудования;
- обеспечение безопасности зданий и сооружений;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- обучение работающих правилам и нормам охраны труда, пропаганда вопросов охраны труда;
- обеспечение рабочих средствами индивидуальной защиты;
- обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;
- организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
- профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям.
Успешная реализация целей, задач и политики СУОТ достигается посредством функций управления: учета, анализа и оценки, контроля, планирования и прогнозирования, стимулирования, организации, координации и регулирования (рис. 1.3).
Согласно Закону РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 181-ФЗ на каждом предприятии:
- с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (ОТ). В организациях с численностью 100 и менее работников решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по ОТ принимает работодатель. При отсутствии в организации службы ОТ (специалиста по ОТ) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области ОТ;
- создается комитет (комиссия) по охране труда (на предприятиях с численностью более 10 человек) в целях организации сотрудничества работодателей и работников (см. «Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда» — Постановление № 64 от 12.10.94);
- выбираются уполномоченные по охране труда (см. «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» — Постановление № 30 от 08.04.94).
Все функции управления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение полноты реализации одной функции управления немедленно сказывается на возможности и полноте реализации другой.
Так, при решении любой задачи СУОТ неполная реализация функций учета, анализа и оценки состояния объекта управления резко ограничивает возможности и эффективность реализации и функции контроля, особенно функций планирования и прогнозирования работ и др.
Степень детализации и конкретизации задач определяется масштабами данного производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления значимостью конечных результатов, сложностью и объемом требуемой исходной и выходной информации и т.д.
- Экологическая экспертиза производственных предприятий
- Построение системы мониторинга окружающей среды
- Классификация систем мониторинга окружающей среды
- Расчет СЗЗ предприятия по воздействию вредных факторов на окружающую среду
- Требования, предъявляемые к санитарно-защитным зонам
- Роль безотходных и малоотходных технологий в процессе обращения с отходами
- Переработка отходов как средство защиты окружающей среды
- Классификация, паспортизация и сертификация отходов
- Основные понятия и определения. Характеристика и свойства отходов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу