Теория конвергенции двух факторов

Рассмотрев некоторые наиболее популярные в настоящее время психо­логические теории, мы увидели, что каждая из них предлагает свой взгляд на человека.

В одних случаях природу человека определяют врожденные инстинкты, в других — социальная среда, дающая стимулы и подкрепления. А нельзя ли объединить эти факторы? Ведь казалось бы, очевидно, что человек является одновременно и биологическим, и со­циальным существом. Может быть, истина лежит где-то посередине?

 

Определение
При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конверген­ции, или теория двух факторов, предложенная В. Штерном. С его точ­ки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции (слияния) внутренних данных с внешними условиями.

 

Например, дет­ская игра: окружающая среда доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденного инстинкта игры. Возникает проблема выяснения относительной роли наследственности и среды в развитии ребенка.

Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был соот­ветствующий метод. Такой метод был найден в сравнительных иссле­дованиях близнецов (близнецовый метод).

 

Интересно
Известно, что близнецы бывают монозиготными (М З — с идентичной наследственностью) и дизиготными (Д З — с разной наследственной основой). Если дети с разной наследственностью в одинаковых внешних условиях будут развиваться по-разному, значит, это развитие определяется фактором наследственности, если же примерно одинаково, значит, решающую роль играет среда.

 

Аналогично с монозиготными близнецами: если они живут в разных условиях (в разных семьях) и при этом показатели их психического развития одинаковы, это может свидетельствовать о том, что решающая роль принадлежит наследственности, если различны — среде.

Сопоставляя коэффициенты различий между МЗ – и ДЗ – близ­нецами, живущими в одинаковых и разных условиях, можно судить об относительной роли наследственных и средовых факторов. Этот метод является основным для психогенетики — науки, изучающей роль сре­ды и наследственности в психике человека вообще и в развитии ребен­ка в частности.

 

Интересно
Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наслед­ственностью, живущие в одних внешних условиях, должны быть абсо­лютно одинаковыми. Однако этого не происходит. И родители, и пси­хологи неоднократно отмечали, что монозиготные близнецы в одной и той же семье вырастают совершенно разными людьми, несмотря на идентичность обоих факторов.

 

Почему же так получается? Может быть, и фактор наследственности, и фактор среды не являются главными, определяющими развитие ребенка? К ответу на этот вопрос мы подой­дем в следующей главе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)