Социальная мобильность и миграция

Понятие «социальная стратификация» тесно связано с понятием «социальная мобильность». Последнее было введено в науку Питиримом Сорокиным для обозначения процесса перемещения индивидов, групп, социальных объектов в социальном пространстве с целью изменения их статуса. Так как пространство многомерно, индивиды могут передвигаться как по горизонтали, так и по вертикали. В случае горизонтальной мобильности индивиды, как правило, меняют положение в пределах одной и той же страты. Примерами горизонтальной мобильности могут служить территориальная мобильность, семейная мобильность и т. п. Вертикальная мобильность – это изменение положения между стратами. Вертикальная мобильность может быть как нисходящей, так и восходящей. Безусловно, индивиды всегда стремятся улучшить свое положение и продвигаться вверх по социальной лестнице, но в социальном пространстве можно наблюдать и обратный процесс. Классическим примером здесь служит банкротство. Примером групповой нисходящей мобильности целых классов и сословий является судьба представителей дворянства, духовенства, купечества после Великой Октябрьской социалистической революции.

Социальная мобильность может принимать как индивидуальные, так и групповые формы. В первом случае, мы можем говорить об изменении социального статуса одного индивида, во втором – об изменении положения целой группы или групп индивидов в системе социальной стратификации. Для исследователей в области международных отношений групповая мобильность имеет первостепенное значение.

При перемещении индивида из страты в страту особую роль играют его личные таланты, обусловленные биологической наследственностью, физическим окружением, культурой, механизмами социализации, установленными социальными отношениями и связями. Индивид в течение жизни может несколько раз менять свое положение между стратами – этот процесс будет назваться внутрипоколенной интеграционной мобильностью. Как правило, такие перемещения связаны с передвижениями по служебной лестнице, поэтому многие социологи, применяют к данному социальному процессу название «профессиональная мобильность».

Положение индивида в обществе на этапах первичной социализации определяется положением его родителей. Результаты прикладных социологических исследований, проведенных в 1990-е гг., показывают, что в России наблюдается процесс наследования бедности, т. е. одна треть россиян полностью сохраняет статус своих родителей среди низкодоходного слоя населения, что свидетельствует о невысокой интеграционной межпоколенной мобильности. Межпоколенная мобильность – это изменение положения индивида по сравнению с положением его родителей. Невысокая межпоколенная мобильность является фактором, указывающим на закрытость как отдельных страт, так и общества в целом. Примером данных социальных процессов может служить кастовая система в Индии.

К. Мангейм ввел в социологический тезаурус социально-культурное понимание понятия «поколение», связанное со значимыми социальными трансформациями. В. А. Ядов, анализируя идеи К. Мангейма, указывает на то, что «…поколение складывается под влиянием значимых для данной возрастной когорты «судьбоносных» исторических событий. Если в течение многих лет в данном обществе ничего подобного не происходит, то детей, родителей, дедов и даже внуков можно отнести к одному поколению (в России это, скажем, поколение крепостных крестьян)». Но если начинают происходить значимые социальные изменения, то в возрастной когорте можно выделить несколько подкогорт, которые следует рассматривать как разные поколения. Интересно в данном случае обращение к результатам исследований ценностных структур населения европейских стран, проведенных Р. Инглехартом.

В. А. Ядов приводит следующие данные из исследований Инглехарта. В странах, переживших бурные трансформации (послевоенные Германия, Япония, Южная Корея, Испания), система ценностей поколения 18-летних становится доминирующей спустя примерно 15 лет. В стабильно развивающихся странах (например, Англия, Франция, США) молодежные бунты 1970-х гг. не привели к таким поколенческим сдвигам: бунтари стали нормальными обывателями. Таким образом, взгляд на мобильность проходит через срез поколений и призму социально-культурных и ценностных аспектов. В целом наличие социальной мобильности свидетельствует об открытости общества, его демократическом устройстве и т. д. Американская мечта как идеал возможностей и свобод, которые предоставляет США своим гражданам, является ярким примером социальной мобильности.

Для оценки социальной мобильности П. Сорокиным было введено два понятия: «интенсивность» и «всеобщность».

Интенсивность является показателем пройденных индивидом страт за единицу времени, другими словами, сколько позиций индивиду удалось преодолеть (вверх или вниз) для достижения занимаемого в настоящий момент статуса.

Всеобщность – показатель количества индивидов, которым удалось изменить свой социальный статус за единицу времени. Данные показатели, как правило, используют для изучения вертикальной мобильности. Для того чтобы индивиды могли перемещаться из страты в страту, в обществе должны наличествовать каналы вертикальной циркуляции, к которым можно отнести: «отверстия», «пути», «лестницы» и «лифты». Главной характеристикой данных каналов является скорость перемещения по социальному пространству и количество индивидов, которые могут воспользоваться данным каналом. Наиболее быстрый способ изменения статуса (как правило, восходящий) – это социальный лифт. Самым ярким примером здесь служит замужество, когда на следующий день после свадьбы индивид находится в другом социальном пространстве.

В социологии, помимо брака и семьи, определены еще несколько социальных институтов, деятельность которых обеспечивает восходящую мобильность индивидов, это – армия, церковь, образование и др. Каждый социальный институт действует в исторический промежуток времени: например, если мы рассматриваем ситуацию военных действий и вооруженных конфликтов, армия играет ключевую роль. Если рассматривать теократические государства, то социальным трамплином здесь выступает церковь. В современных информационных обществах без образования сложно представить построение карьеры, в то время как среди лидеров нацистской Германии практически никто не имел высшего образования. Главным условием быстрого роста была принадлежность НСДАП. Аналогично в СССР – членство в КПСС способствовало карьерному восхождению.

Стремление индивидов к получению более высокого положения всегда связано с рядом сложностей и противоречий, которые приходится преодолевать для достижения нового статуса. К ним относится изменение образа жизни, следование новым культурным образцам поведения, развитие типичного поведения в рамках достигнутого статуса, ассимиляция в границах нового социального окружения и т. п. Примером групповой мобильности могут служить процессы миграции. Так, трудовые мигранты, прибывающие в Москву из стран Восточной Азии, везут с собой свои традиции и обычаи, которые чужды жителям российской столицы. Данные культурные противоречия способствуют росту социальной напряженности и, как следствие, ведут к конфликтам, возникающим между местным населением и приезжими. Самые массовые выступления в Москве на почве национальной и межэтнической вражды прошли в октябре 2013 г. в Бирюлёво.

Поскольку в центре внимания науки международных отношений находятся государства и их взаимодействие, то и миграция как форма горизонтальной социальной мобильности и один из важнейших феноменов современных международных отношений рассматривается, главным образом, в качестве процесса движения людей из страны А в страну Б. Исследуются, главным образом, факторы, заставляющие людей покидать страну А: вооруженные конфликты, экономическое неравенство и т. д., а также проблемы, с которыми мигранты сталкиваются в стране Б: миграционная политика, проблема адаптации мигрантов в чуждой социальной системе и т. д. Что же касается самого «пути следования», т. е. тех процессов, участниками которых мигранты становятся после того, как они приняли решение покинуть страну А, и до того, как они достигли страны Б, то этим аспектам внимание уделяется лишь в том случае, если они приобретают криминальный характер, например в случае торговли людьми.

Банальное любопытство не является наиболее социально значимым фактором миграции, однако его нельзя не упомянуть в качестве одной из причин, заставляющих людей менять место жительства. В целом вопрос о том, почему люди вообще занимаются международными отношениями, представляется достаточно слабо проработанным. Наиболее распространенный ответ на этот вопрос дает международная политическая экономия как одна из дисциплин в рамках науки международных отношений. Согласно одному из основополагающих постулатов этой дисциплины, экономическое, социальное и культурное развитие мира (включая экономические аспекты: международная торговля, международное разделение труда и т. д.) проходило бы гораздо медленнее без международных отношений. Однако представляется неверным сводить все факторы возникновения международных отношений в целом и миграции в частности исключительно к рациональным факторам; введение в исследования международных отношений понятия «любопытство» позволило бы существенно обогатить наши знания о международных отношениях.

Наиболее часто упоминаемые факторы миграции – это вооруженные конфликты и экономическое неравенство. Соответственно, два наиболее часто встречающихся типа международной миграции – это вынужденная миграция и экономическая миграция. Не следует, однако, ставить знак тождества между понятиями «вынужденная миграция» и «миграция в результате вооруженных конфликтов», а также между понятиями «экономическая миграция» и «миграция из-за экономического неравенства». Так, разновидностью вынужденной миграции является, например, работорговля, которая, к сожалению, так и не искоренена полностью в мире к началу XXI в.; и хотя появление работорговли в конкретном регионе Земного шара часто сопряжено с возникновением там вооруженного конфликта, однако работорговля возможна и в мирное время.

Аналогично, экономическая миграция осуществляется и между теми странами, где уровень экономического развития практически одинаков. Так, в Европейском союзе мы наблюдаем не только экономическую миграцию в направлении с востока на запад – из присоединившихся к Евросоюзу в начале XXI в. стран Центральной и Восточной Европы, отстающих по уровню экономического развития от стран Западной Европы. Другой значимой миграционной тенденцией в ЕС является экономическая миграция с юга на север, поскольку страны Северной Европы опережают по уровню и темпам экономического развития страны Южной Европы. В 2014–2015 гг. эти тенденции усугубились: за эти два года на территорию Евросоюза въехало около миллиона беженцев из охваченных гражданскими войнами стран Ближнего Востока и Африки, и все они въехали в ЕС через территории южно-европейских (Греции и Италии) или восточно-европейских (в первую очередь Венгрии) стран. Однако сводить всю экономическую миграцию в ЕС к движению людей с востока и запад и с юга на север представляется неправильным; например, крупным источником экономической миграции в Евросоюзе является Ирландия, расположенная на северо-западе Европы.

Разновидностью вынужденной миграции является ссылка, хотя в начале XXI в. ссылку едва ли можно назвать социально значимым аспектом международной миграции. В большинстве стран мира высылка собственных граждан запрещена законом; так, Конституция Российской Федерации гарантирует ее гражданам право «беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию», гражданин России «не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». «Добровольная ссылка» (это словосочетание часто встречается в средствах массовой информации) не может рассматриваться в качестве разновидности вынужденной миграции. Однако для Средневековой Европы ссылка являлась распространенным видом наказания за политические преступления.

Так, Николо Макиавелли в предисловии к «Истории Флоренции» пишет, что раздоры во Флоренции «приводили к таким убийствам, изгнаниям, гибели целых семейств, каких не знавал ни один известный в истории город» понятие «изгнание» Макиавелли использует для обозначения ссылки.

Лев Гумилев, исследовавший массовые миграции на Евразийском континенте, называет в качестве важнейшего фактора массовой миграции «пассионарный толчок», т. е. резкий рост в той или иной социальной группе доли людей, готовых к большим жертвам ради достижения некой цели, подчас иллюзорной. Гумилев описывает обусловленные «пассионарными толчками» массовые миграции населения в Евразии, начиная с миграции хуннов в IX–VIII вв. до нашей эры, продолжая Великим переселением народов в IV–VII вв. и заканчивая массовой миграцией русских на восток во второй половине XVI в. Наконец, Грег Мэдисон ввел понятие «экзистенциальной миграции» как разновидности добровольной миграции, когда основным фактором миграции являются не экономические или иные рациональные причины и даже не любопытство, но неспособность индивида ощутить себя «дома» в какой-либо стране, что и толкает его на бесконечные переезды с места на место.

Экзистенциальная миграция, «пассионарные толчки», ссылка, экономические соображения и соображения безопасности, любопытство, а также не упомянутое, но социально значимое стремление воссоединиться со своими родственникам – все эти факторы являются причинами, заставляющими потенциальных мигрантов покидать страну А. Когда они достигают страны Б, исследователи выделяют две основные группы проблем, с которыми сталкиваются мигранты.

Во-первых, это миграционная политика страны Б. Миграционная политика представляется более широким понятием, чем политика, направленная на регулирование иммиграции, поскольку миграционная политика занимается и регулированием внутренней миграции, и регулированием международной эмиграции, например, в некоторых странах существуют программы, нацеленные на сокращение «утечки мозгов». Однако регулирование иммиграции является важнейшей задачей практической миграционной политики большинства государств мира на современном этапе; не удивительно, что и большинство исследований по международной миграции и миграционной политике затрагивают именно этот ее аспект.

Во-вторых, это адаптация мигрантов в чуждой социальной, культурной, экономической и политической среде. Пожалуй, адаптации мигрантов в стране Б посвящено большее число научных трудов по проблематике миграции, чем каким-либо иным аспектам международной миграции. Адаптация мигрантов интересна и историкам, и политологам, и экономистам, и демографам, и юристам, и психологам. Однако, как утверждает московский социолог Татьяна Юдина, именно социология могла бы сыграть интегрирующую роль для разнообразных направлений и теоретических подходов проблематики адаптации мигрантов, что позволило бы создать всеобъемлющую модель адаптации мигрантов, способствующую дальнейшему развитию научных исследований данной проблемы и позволяющую сформулировать конкретные рекомендации для практической деятельности, способствующей адаптации мигрантов в чуждой среде, с учетом специфики каждого конкретного случая..

Вопросы, связанные с адаптацией эмигрантов в новой социокультурной среде, были впервые освещены в книге Флориана Знанецкого и Уильяма Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке». Предметом исследования стали семьи польских крестьян, переехавшие из Европы в Америку и испытавшие на себе проблемы перехода от одних форм социальной организации к другим. Эта работа Ф. Знанецкого и У. Томаса стала хрестоматийной в социологии еще и потому, что именно с нее началось широкое применение качественных методов социологического исследования. Авторы использовали личные дневники, письма и биографии польских крестьян. Вопрос адаптации в данном исследовании связан с трактовкой таких понятий как: социальные установки и социальные ценности; социальный характер и тип темперамента; желания и социальные ожидания; социальная ситуация и социальная реальность. Процесс миграции описывается как жизненный опыт индивида.

Ф. Знанецкий и У. Томас выделяют два вида ценностей: общественные и индивидуальные, уделяя особое внимание первым. Ценность для них – это любой предмет, обладающий определенным значением для индивидов и включающий в себя социальные установки. Установки, в свою очередь, это субъективные ориентации индивидов. При этом ценности нормативны, установки – нет. Через понимание социальных ценностей группа регулирует поведение индивидов, придавая их действиям общий характер, при этом ценности по своей природе являются реально существующими объектами. Знанецкий и Томас выделили три типа социальных характеров в зависимости от природного темперамента и процесса адаптации: это мещанский характер, богемный характер и креативный характер. При переходе социальной организации от патриархального к современному типу господствует то один, то другой тип социального характера. Но основу (или ядро) любой социальной системы составляет креативный тип характера. Каждый индивид, вне зависимости от принадлежности к тому или иному типу социального характера, проходит через следующие стадии социальной адаптации:

  • формирование частной жизни индивида, опосредованной установленными социальными отношениями и типом социального характера, который, в свою очередь, будет определен в зависимости от типа природного (врожденного) темперамента;
  • приспособление к требованиям социального окружения в частности и общества в целом;
  • изменение частной жизни в зависимости от требований социальной организации.

Для понимания концепции Ф. Знанецкого и У. Томаса очень важной категорией выступает понятие «социальная ситуация». Именно с ней связана известная теорема Томаса, точнее аксиома, которая гласит, что любая ситуация, кажущаяся реальной, будет иметь реальные последствия. Петербургский социолог Михаил Соколов приводит такой пример: если вкладчики банка решат, что их банк разорился (а на самом деле нет), и пойдут забирать оттуда свои деньги, он действительно разорится. Этот пример он заимствовал у Р. Мертона, который с помощью теоремы Томаса описал крушение финансовой и банковской системы США периода Великой депрессии, используя реальный пример банка Миллингвила. Но для подтверждения теоремы Томаса не нужно обращаться к истории или экономике, любой обыватель может наблюдать ее в действии ежедневно. Например, как формируется образ врага в США и России. Как функционируют конструкты российской действительности, когда действующий российский президент устойчиво пользуется высоким доверием граждан, а все социальные институты – нет. Основываясь на теореме Томаса аналитики журнала «Forbes» объясняют неудачу санкционной политики Запада в отношении России. В частности они пишут: «Политика Запада в отношении России оказалась неудачной во многом из-за непонимания того, какие мотивы русские приписывают Западу и какие мотивы, по их мнению, Запад приписывает им». Другими словами, любое социальное явление должно рассматриваться социологами как результат деятельности других индивидов, и всегда необходимо оценивать их точку зрения на сложившуюся социальную ситуацию.

Возвращаясь к проблемам миграции, следует выделить еще одно важное понятие в рамках социальной адаптации – это понятие «культурный шок».

Культурный шок – это эмоциональное, социальное, физическое потрясение, связанное с дискомфортом, который испытывает индивид при взаимодействии с новой (другой) культурой. Данный термин является достаточно разработанным и лежит в плоскости этносоциологии. Выделяют несколько этапов протекания культурного шока: «медовый месяц», смирение, принятие, приспособление, «обратный культурный шок». Культурный шок может сопровождаться следующими проявлениями: напряжение, чувство потери и лишения, сбой в социальных ролях и социальных ожиданиях, чувство неполноценности и негодования и т. п. Однако, несмотря на данные проявления, культурный шок является нормальной реакцией индивида в ходе процесса адаптации. В рамках социогуманитарных дисциплин выработаны различные механизмы поддержки, среди них – эмоциональные, инструментальные, информационные и т. д.

В случае невозможности осуществления данных механизмов наступает социальный конфликт. Социальный конфликт – важнейшее понятие в современной социологической науке и в международных отношениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)