Публично-правовые международные кредитные отношения
494. Кредитные отношения публично-правового характера, т.е. отношения между субъектами международного (экономического) права, практически неизменно – условные, целевые. Такие кредиты преследуют обычно следующие цели:
– поддержание и развитие экспорта страны-заимодавца и соответственно повышение занятости в этой стране; закрепление на иностранном рынке и завоевание его для своих экспортеров; часто такие кредиты даются для постройки крупных промышленных объектов силами страны-заимодавца. Такого рода кредиты обычно обусловливаются обязанностями закупок товаров и услуг в стране кредитора;
– сохранение политического, экономического, культурного присутствия страны-заимодавца в стране-заемщике. Это обычно свойственно для стран, бывших колониями стран-заимодавцев;
– политическая и стратегическая привязка страны-заемщика к стране-кредитору. Часто в счет таких кредитов (иногда сознательно практически безвозвратных) поставляется вооружение в страну-заемщик. Нередко средства предназначаются и для укрепления в странах-заемщиках политических режимов, желательных для стран-заимодавцев. Особенно актуально было предоставление таких кредитов в годы “холодной войны” как со стороны Советского Союза, так и США и их союзников;
– предоставление кредитов как государствами, так и международными организациями по гуманитарным причинам в случаях стихийных бедствий, голода, военных действий и т.п. Если такие “кредиты” предоставляются на безвозмездных условиях, они юридически должны рассматриваться как дарения и выходят за рамки международного экономического права;
– особое место занимают кредиты для поощрения экономического прогресса развивающихся стран со стороны и промышленно развитых государств, и в рамках программ помощи международных экономических и финансовых учреждений.
По своей сути это кредиты смешанного политического, экономического, социального и гуманитарного назначения. Разумеется, прежде всего эти кредиты обычно выгодны и нужны развивающимся странам. Но по большому счету кредиты эти несомненно могут быть не менее важны и даже стратегически жизненно необходимы и для “богатых”, развитых стран-заимодавцев.
495. Что касается кредитов, предоставляемых государствами друг другу, юридически они подпадают под регулирование, во-первых, общепризнанными принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН и иными универсального характера правовыми актами.
Во-вторых и в главных, правовой базой этих кредитов являются соответствующие двусторонние, реже – многосторонние межгосударственные кредитные соглашения или соответствующие условия, содержащиеся в международных договорах более широкого диапазона (договоры о дружбе, сотрудничестве и экономической взаимопомощи; долгосрочные соглашения о торговом, экономическом сотрудничестве и т.п.).
Рекомендательно-факультативного значения могут быть и некоторые условия резолюций ООН, например, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также такие документы, как Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.
К сожалению, нельзя привести каких-либо специальных облигаторных норм общего международного публичного права, которые бы особо регулировали международные кредитные отношения между государствами как таковыми, кроме, разве, принципа “pacta sunt servanda”.
496. Кредиты, предоставляемые в рамках специализированных финансовых учреждений, таких как МВФ, Всемирный банк (включая его филиалы), Европейский банк реконструкции и развития и т.п., в отличие от упомянутых выше межгосударственных подпадают практически под специального характера системное правовое регулирование в рамках соответствующих учреждений.
Регулирование финансовой помощи, по сути посредством кредитования в рамках МВФ (кредиты по линии Фонда лишь его вспомогательная функция, призванная обеспечивать главные цели Фонда – стабилизацию и конвертируемость валют) рассмотрено было выше.
497. Родственное МВФ учреждение – Всемирный банк – МБРР, напротив, изначально было образовано именно для оказания целевой финансовой, кредитной помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов и программ своего промышленного, аграрного, инфраструктурного развития.
Выше уже говорилось об институционных основах МБРР, а также о том, что уже вскоре после его создания определился крен в сторону направления его деятельности на финансовую поддержку экономического благосостояния развивающихся стран. При этом требовалось не только предоставление кредитов развивающимся государствам как таковым (что входило в уставные функции МБРР), но и непосредственно их частному сектору.
В этой связи возникла необходимость создания специальной организации, которая напрямую занималась бы финансированием частных предприятий в производственном секторе развивающихся стран, включая участие в капитале этих предприятий и т.д.
Такая организация возникла в 1956 г. в виде Международной финансовой корпорации (МФК). Она является юридически и финансово – самостоятельным филиалом МБРР со статусом специализированного учреждения ООН.
МФК работает на коммерческой основе. Источниками финансирования МФК являются взносы стран-членов в уставный капитал, кредиты, получаемые от Всемирного банка и на международных финансовых рынках, отчисления от прибылей и т.п. Россия входит в состав членов МФК.
498. В 1960 г. создано было еще одно дочернее предприятие МБРР – Международная ассоциация развития (МАР). Задача МАР – оказание помощи наиболее бедным развивающимся государствам посредством предоставления как самим государствам, так и частному сектору беспроцентных кредитов для подъема их экономики и уровня жизни, со сроками погашения до 35-50 лет. Источники финансирования МАР – отчисления прибылей МБРР, взносы государств-членов, взносы наиболее богатых государств.
499. Еще одним дочерним предприятием МБРР (тоже по сути финансовым) является созданное в 1988 г. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA).
Все три вышеназванные учреждения (МФК, МАР и МИГА), входящие в группу МБРР (Всемирный банк), управляются по совместительству административными органами самого МБРР.
500. Всемирный банк согласно его Уставу предоставляет долгосрочные кредиты на сроки до 15 и более лет и обычно с более низкими, чем на международных финансовых рынках, процентными ставками для структурных преобразований государств-заемщиков, для мер по либерализации торговли, по приватизации государственного сектора, на реформы образования и здравоохранения, на развитие инфраструктуры.
Как и в рамках МВФ (см. выше), в МБРР за время его существования были разработаны и приняты специальные кредитные схемы, в том числе:
– реабилитационный кредит, обычно предоставляемый единовременно при вступлении новой страны в МБРР и при наличии определенных, кризисных и т.п. ситуаций в стране-заемщике;
– целевые кредиты для финансирования конкретных народнохозяйственных проектов, на проведение земельных, налоговых, приватизационных и т.п. реформ;
– кредиты на программы по структурному преобразованию (PAS) в отдельных отраслях экономики, в инфраструктуре и т.п. Предоставляются с 1980 г. и аналогичны механизмам структурного урегулирования (FAS и FASR) в рамках МВФ;
– так называемые займы “В” (с 1983 г.) представляют собой пилотные программы в рамках расширения совместного финансирования с частными коммерческими банками структурных преобразований в развивающихся странах.
МБРР постепенно расширял практику от предоставления займов для финансирования отдельных производственных и инфраструктурных проектов в развивающихся странах до финансирования комплексных системообразующих программ.
В разные годы основными получателями кредитов МБРР были Бразилия, Израиль, Египет, Россия, другие, в том числе особенно развивающиеся страны.
501. Кроме международных валютно-финансовых учреждений универсального характера (МВФ, группа МБРР) в мире существует большое количество региональных международных финансовых банков и учреждений, в том числе: Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк в рамках региональной валютно-финансовой системы Евросоюза с зоной евро; Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития, Арабский валютный фонд, Финансовая корпорация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Андская корпорация развития и т.д.
502. Следует коротко остановиться на созданном в 1991 г. Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) с местонахождением в Лондоне. Банк был учрежден Евросоюзом, Европейским инвестиционным банком и более чем 50 государствами Европы и других континентов (включая Россию, США, Японию, Израиль, Южную Корею и некоторые арабские страны) с целью содействия переходу на рыночную экономику государств Центральной и Восточной Европы.
Евросоюзу принадлежит 51% капитала Банка. Кредиты для частного сектора должны по Уставу ЕБРР составлять 60%, а для государственного сектора – 40% всех предоставляемых Банком займов. Средства предоставляются преимущественно на совершенствование инфраструктуры стран-заемщиков, транспортных и коммуникационных сетей. Кредитами ЕБРР пользовалась и Россия.
- Легализация документов для зарубежного применения
- Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частно-правовых споров
- Вашингтонская конвенция 1965 г
- Киевское соглашение о порядке разрешения споров по осуществлению хозяйственной деятельности
- Экономический суд СНГ
- Суд Европейского союза
- Международный трибунал по морскому праву
- Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках ВТО
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу