Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам в системе высшего профессионального образования
В IV в. до н. э. в Афинах возникает высшее образование. Уже тогда заговорили о лекционной форме обучения, позволяющей передавать знания от педагога к своим ученикам. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.
Ее представители – Фалес, АнаксимандрМилетский, Анаксимен – впервые задумались о том, что является первопричиной мира. Так, Фалес предположил, что в основе всего на Земле лежит вода, а Анаксимен – воздух.Прошли столетия… Постепенно ведущими формами учебных занятий в университетах становятся лекционные и семинарские занятия. Лекционно-семинарская система обучения (ее еще называют курсовой) хорошо известна педагогам начиная с XIII–XIV вв., когда в Европе возникли первые университеты – основная форма обучения в высших учебных заведениях.
Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о назначении и месте лекционно-семинарской системы, особенно лекций, в системе вузовского обучения, эта система столь же живуча, как и урок в средней школе и в базовом профессиональном образовании.
Лекционно-семинарская система рассчитана на высокий уровень интеллектуального развития обучающихся (студентов) и отличается большей степенью самостоятельности студентов.
В то же время у лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной:
- в учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности (для лекций однородные группы объединяются в потоки);
- основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» – 2 раза по 45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса;
- все содержание обучения делится на отдельные дисциплины;– весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
- контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.
Разновидностью лекционно-семинарской (курсовой) системы является предметно-курсовая система обучения, которая чаще всего применяется при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает такую организацию учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности.
За рубежом (США, Англия и т.д.) широкое распространение получили так называемые «виртуальные университеты», «виртуальные колледжи» и т.д. Это сетевые объединения (консорциумы) университетов, колледжей и т.п., предоставляющие возможности обучающемуся обучаться одновременно в нескольких образовательных учреждениях на основе распределенного (комбинированного) учебного плана.
При этом все образовательные учреждения, входящие в консорциум взаимно признают все экзамены и зачеты, сданные обучающимся в любом из учреждений – членов консорциума. Очевидно, в перспективе такие виртуальныеобразовательные учреждения в скором времени должны появиться и в России Самостоятельна учебная работа – высшая форма учебной деятельности (так же, как и самоучение).
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
По формам организации самостоятельная работа может быть фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение; групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3–6 человек); парной – например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных и внешкольных мероприятий (на пришкольном опытном участке, в уголке живой природы, на экскурсии и т. д.), дома.
Особое внимание авторы обращают на учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы обучения и коллективные системы.
В системе высшего профессионального юридического образования традиционны разновариантные лекции. Ученые-педагоги выделяют следующие типы лекций: – информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция.
- Общее понятие о научении его уровни и виды
- Особенности учебной программы
- Учебная программа как носитель учебного содержания
- Научная организация труда преподавателя права
- Методические основы подготовки учителя к уроку права
- Особенности педагогической деятельности
- Характеристика современного преподавателя юриспруденции в вузе
- Преподаватель права и его роль в образовательном процессе
- Диагностика результативного компонента правовой обученности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу