Коммуникативные качества менеджера

Коммуникативные ресурсы менеджера проявляются прежде всего в присущем ему стиле руководства. Предпочитаемый стиль руководства, в свою очередь, в немалой степени связан с представлениями руководителя о том, кто есть его подчиненный.

Существуют различные типологии руководителей, построенные на основании различий в их представлениях о личности человека в организации (имплицитные теории личности подчиненного, формирующиеся у руководителя в ходе его управленческой карьеры).

Хорошо известны типологическая модель Мак-Грегора (Х- и У-концепции руководителя), а также типология, включающая три класса представлений:

  •  человек как пассивный инструмент и объект руководства;
  • человек как индивидуум со своими собственными интересами, нуждающийся в мотивировании, партнерстве и помощи в разрешении конфликтов;
  • человек как полноправный участник процессов управления, т. е. процессов принятия решений, планирования и инноваций.

Существуют и многокомпонентные типологии, например 12-компонентная типология.

«Выживание» менеджера в организации в значительной степени зависит от степени соответствия присущей ему концепции человека представлениям, закрепившимся в организационной культуре.

Предпочтение определенного стиля руководства зависит и от характерологических особенностей, например экстерналы (внешний локус контроля) предпочитают директивный стиль руководства, а интерналы (внутренний локус контроля) — партиципативный стиль.

Среди прочих коммуникативных качеств выделяются особо важные для менеджерской деятельности:

  • способность к кооперации и групповой работе (рефлексия картины самого себя и своих действий, забота о развитии собственных способностей, ответственное перед самим собой выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощь и поддержка окружающих, умственная подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе);
  • поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  • социальная компетентность при реализации своих целей в ситуации конкуренции с партнером по интеракции.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера и общие коммуникативные качества, которые в дифференциальной психологии коммуникации делят на четыре группы:

  • качества, связанные с организацией содержания коммуникации;
  • отношение к партнеру по коммуникации;
  • способ воздействия на партнера (апелляция к партнеру);
  • способ открытия партнеру самого себя.

В зависимости от выраженности различных коммуникативных качеств Шульц фон Тун выделяет восемь основных стилей коммуникации.

  1. Нуждающийся — зависимый стиль.
  2. Стиль помощи «сверху».
  3. Стиль самопожертвования ради помощи другим.
  4. Агрессивно-обесценивающий стиль.
  5. Доказывающий себе самому стиль.
  6. Определяюще-контролирующий стиль.
  7. Дистанциирующийся стиль.
  8. Откровенно-драматизирующий стиль.

Наконец, прямое отношение к коммуникативной успешности имеет такая характерологическая особенность, как экстраверсия — интроверсия.

Эмпирические исследования показывают, что среди личностных факторов, входящих в тесте 1б-Р (Кеттелл) во вторичный фактор «экстраверсия — интроверсия», с успешностью деятельности менеджера позитивно связаны: сизотимия-циклотимия, доминантность, F (беспечность), Н (устойчивость к стрессу, смелость), в то время как фактор Q2 (социабельность), ориентированный к полюсу интроверсии, имеет средние значения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)