Казначейская система исполнения бюджета

История российского казначейства чрезвычайно богата и продолжительна. Казначейство Российской империи, существовавшее до 1917 г., представляло собой сильную организацию с квалифицированными специалистами.

Еще в 1775 г. высочайшим повелением были созданы губернские и уездные казначейства. Спустя пять лет были созданы еще два главных казначейства – в Москве и Петербурге, куда поступали все доходы государства, остающиеся после удовлетворения штатных расходов.

Одновременно с казенными палатами в 1775 г. была учреждена должность уездного казначея, к обязанностям которого относились прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. Он принимал деньги от плательщиков, выдавая им квитанции в получении.

Если уездный казначей при приеме денег уклонялся от установленных правил, то плательщики обращались с жалобой в Нижний земский суд, после чего земский исправник напоминал казначею о его должностных обязанностях и уведомлял казенную палату.

Существовали определенные правила хранения денежной казны:

  • деньги хранились в каменных кладовых, защищенных от кражи и огня, за замками и печатями;
  • в кладовой находилась дневная кладовая записка, в которой было указано, когда и сколько денег положено или сколько взято, а также кто именно и зачем входил в кладовую.

Денежная казна проверялась в кладовых ежемесячно, о чем каждый раз докладывалось казенной палате. Губернатор мог всегда проверить казну уездного казначейства сам или через уполномоченных лиц.

Уездный казначей был обязан посылать в казенную палату следующие данные о своем уезде:

  1. все ли казенные доходы собраны;
  2. почему доход не собран;
  3. на что доходы использованы;
  4. есть ли по штатным расходам остаток и т.д.

Кроме казенной палаты уездный казначей подчинялся Государственному казначею, губернскому казначею, губернатору и губернскому правлению.

Уездный казначей назначался Государственным казначеем на три года по представлению казенной палаты.

Еще в 1821 г. в составе Министерства финансов был образован Департамент государственного казначейства. Все последующие годы система совершенствовалась, набирала силу и авторитет.

В 1837 г. уездным казначеям была дана Высочайше утвержденная инструкция, где были точно определены: предмет их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения денег, ведения книг, отчетности и т.д. Согласно этой инструкции уездные казначейства принимали и хранили доходы, принадлежащие другим местам, у которых не было своих кладовых.

Кроме продажи всякого рода гербовой бумаги казначейства выдавали торговые свидетельства. Любые расходы осуществлялись только по разрешениям казенной палаты, и ей же давался отчет обо всех выполненных действиях.

Вся исполнительная власть принадлежала одному казначею, все прочие чины казначейства подчинялись его требованиям и не имели права голоса при обсуждении и решении подведомственных казначейству дел.

Однако сам казначей без разрешения казенной палаты не мог совершать никаких расходов, вводить новые сборы, не установленные законом, останавливать взыскание недоимок, допускать какие бы то ни было изменения в форме счетоводства, в порядке приема, хранения и выдачи сумм.

К 1900 г. насчитывалось 728 казначейств в городах и некоторых особых местностях. Все они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись соответствующим казенным палатам. Личный состав казначейств определялся особыми штатами и распоряжениями Министерства финансов.

К началу Октябрьской революции Департамент государственного казначейства был основным в системе Министерства финансов.

На него возлагалось распоряжение доходами, центральное счетоводство по государственным доходам и расходам, проверка финансовых смет всех министерств и главных управлений, составление проекта государственной росписи доходов и расходов, а также рассмотрение составляемых министерствами законопроектов, принятие которых вело к новым государственным расходам.

В ведении Департамента находилось Главное казначейство в Петрограде, сеть отделений казенных палат (губернское деление) и местных казначейств.

В октябре 1917 г. основой финансово-экономической политики страны был    объявлен целенаправленный переход к безденежному обороту и распределению всех материальных ценностей на равных условиях между всеми трудящимися.

Начались многочисленные преобразования финансового аппарата, которому в этой системе была уготована роль исполнителя “единообразного учета и общего счетоводства всего народного хозяйства”.

Декретом Совета народных комиссаров от 4 мая 1919 г. Департамент государственного казначейства был упразднен и объединен с Народным банком РСФСР, в составе которого было образовано особое сметное отделение по обслуживанию высших и центральных учреждений Советской республики.

Совмещение функций казначейства и центрального эмиссионного органа стало более целесообразным в условиях административно-плановой национальной экономики.

В середине 1920-х гг. функции казначейства были рассредоточены между Наркомфином СССР (далее – Минфин СССР) и Государственным банком СССР, другими ведомствами и службами, и Государственное казначейство как отдельная структура в Минфине СССР перестало существовать.

Казначейство вплоть до начала 1990-х гг. заменила банковская система. И лишь Указом “О Федеральном казначействе” от 8 декабря 1992 г. N 1556 Президент Б.Н. Ельцин возродил в Российской Федерации данную структуру.

В настоящее время Федеральное казначейство действует на основании Положения “О Федеральном казначействе”, утвержденном Постановлением Правительства РФ. В соответствии с данным Постановлением этому органу делегирован ряд полномочий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)