Характеристика исторического периода

XIX век — этап в истории общемировой, и прежде всего западноевропейской, цивилизации, период, характеризующийся ожесточенной социальной, политической и экономической борьбой, масштаб которой оказал значительное влияние и на развитие образовательной системы.

Именно образование стало ареной существенных преобразований в обществе в условиях промышленного переворота и развития разнообразных политических сил. Общая эволюция системы образования была связана со значительными различиями, которые характеризовали темп, масштабы и направленность образовательных реформ в различных странах Европы.

Обращение к «школьному вопросу» стимулировалось самыми разнообразными социальными процессами:

  1. Борьбой за политическую власть в стране.
  2. Ограничением в праве на образование низших социальных сословий.
  3. Стремлением либо упрочить, либо разрушить традиционные культурные устои.
  4. Борьбой за национальное или культурное объединение различных государств и т. д.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость четко представить общие концептуальные подходы к функциям и роли образования в прогрессивном развитии того или иного государства.

Именно школа рассматривалась в различных педагогических концепциях и проектах как залог государственного прогресса и национального процветания. Известный представитель французской школы Ж.

Симон писал: «Народ, который имеет лучшие школы, — первый народ; если он не таков сегодня, он станет таким завтра». Поэтому возрастание социальной функции образования привело к осознанию потребности в широком реформировании всей школьной системы.

При этом особое внимание уделялось расширению возрастных и социальных границ школьного образования посредством:

  • отделения образования от церкви и его перехода под юрисдикцию государства и общественных организаций;
  • законодательного оформления взаимоотношений между государством и школой;
  • оформления параллельно сосуществующих систем клерикального и светского образования;
  • отказа от сословности при организации различных типов учебных заведений;
  • борьбы за централизацию или децентрализацию школьной системы;
  • установления взаимосвязи между образованием и развитием науки;
  • становления относительно преемственной системы учебных заведений (на ступени начального и среднего образования);
  • признания необходимости организации всеобщего обязательного начального образования;
  • ориентации на использование закрепившихся в социуме культурных и национальных традиций при организации учебной работы.

Данные особенности стимулировали в том числе и необходимость значительных преобразований собственно в учебном процессе, т.е. развитие дидактики как педагогического направления. Наиболее существенные изменения произошли на ступени начальной и средней школы, так как ломка старых консервативных принципов обучения вела к пересмотру как общих целей, задач, содержания образовательного процесса, так и самой методики обучения.

При этом получило теоретическое обоснование положение, согласно которому в «начальной школе» была признана направленность образовательного процесса на практическое обучение, а «средняя школа» должна была ориентироваться как на «классическую» модель, связанную с получением гуманитарного образования, так и на «современную» модель, опирающуюся на изучение реальных — естественных, физико-математических и социально-политических — дисциплин.

Таким образом, перед образованием была поставлена вполне утилитарная задача — подготовка либо руководителей, общественных лидеров, либо религиозно и политически лояльного подрастающего поколения. Для формирования каждого подобного типа личности и существовала соответствующая образовательная модель, реализуемая на ступени начального, среднего и высшего обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)