Формы и методы работы по военно-профессиональной ориентации
Формы и методы работы по военно-профессиональной ориентации в основном те же, что и в военно-патриотическом воспитании молодежи. Педагог должен своевременно увидеть и понять интересы и способности учащихся, которые могут стать предпосылкой к овладению военной специальностью.
Педагогами страны накоплен определенный опыт работы по военно-профессиональной ориентации молодежи. Вот некоторые формы и методы:
- необходима широкая пропаганда профессии офицера, боевых традиций нашей армии. Надо помнить, что школьник только тогда сознательно выберет профессию, когда познает ее содержание, специфику, условия, в которых будет осуществляться работа, перспективы продвижения по службе;
- для юношей нужны профессиональные консультации;
- систематически перед школьниками должны выступать офицеры и курсанты военных училищ;
- учащимся необходимо регулярно бывать на экскурсиях в воинских частях или в военных училищах;
- в школах целесообразно проводить совместные с военнослужащими спортивные соревнования, тематические вечера о Вооруженных силах нашей страны и о военной профессии, конкурсы, викторины, просмотр кинофильмов, чтение книг с последующим обсуждением, читательские конференции, военно-спортивные игры;
- оформление наглядной агитации в школе по военной профессии необходимое условие военно-профессиональной ориентации. Во многих школах страны, например, оборудуются стенды: «Тем, кто мечтает о профессии героической», «Офицер – профессия героическая» и т. д.;
- во время учебного процесса педагоги могут на уроках истории, обществознания, физики, математики и химии знакомить школьников с историей российских Вооруженных сил, с деятельностью командиров и военных инженеров. Это поможет формировать у ребят научное мировоззрение, организаторские и педагогические качества, смекалку, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность;
- во многих школах учителя литературы уделяют постоянное внимание пропаганде героических подвигов наших воинов, раскрывают процесс формирования героической личности, дают рекомендации по самовоспитанию воли, инициативы и мужества.
Педагоги часто рекомендуют в старших классах для внеклассного чтения мемуары видных военачальников нашей страны и другие книги о подвигах наших соотечественников; эффективной формой профессиональной ориентации вообще, а военной в частности, являются факультативные занятия по ОБЖ, истории, литературе, физике; большие возможности по развитию военнопрофессиональных способностей, безусловно, заложены в учебной и внеучебной работе по физвоспитанию школьников. Ведь крепкое здоровье и хорошее физическое развитие – одно из главных условий при отборе кандидатов для поступления в военные училища.
Ведущим разделом ОБЖ, непосредственно решающим задачи подготовки будущих воинов и, в частности, военно-профессиональной ориентации, является раздел «Основы военной службы» в 10 и 11-х классах. В 11-м классе есть специальная тема: «Как стать офицером Российской армии». Наибольший эффект в этом разделе дают пятидневные учебные сборы юношей-десятиклассников, которые проводятся на базе воинских частей. Здесь юноши, выбравшие героическую профессию, имеют возможность видеть офицера в работе в течение пяти суток.
На территории нашей Еврейской автономной области на таких сборах юношам показывают работу офицеров на ракетных комплексах, владение ими бронетанковой техникой, артиллерийским и стрелковым вооружением, а также управление подразделениями в период военно-учебных будней с показом инсценировок боевых эпизодов.
ОБЖ является стержневым предметом всей военно-патриотической работы в школе, в которой красной нитью проходит военно-профессиональная ориентация. В школьных лекториях существенное место занимают лекции о командирах и беседы о профессии офицера. Школьники принимают активное участие в создании военно-патриотических объединений.
Военнопатриотические школы при военных училищах воспитывают у юношей мужество, дисциплинированность, любовь к военному делу, готовят их к поступлению в военные учебные заведения. Преподаватели, осуществляющие подготовку по «Основам военной службы», должны содействовать тесному взаимодействию с педагогами-организаторами и классными руководителями, оказывать им помощь в предоставлении руководству образовательного учреждения характеристик на учащихся, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет с целью повышения объективности оценки
личностных качеств учащихся.
При этом они должны информировать руководителей и остальных преподавателей образовательных учреждений о порядке предоставления этих данных. В заключение следует сказать, что перечисленные в настоящем материале формы далеко не исчерпывают всего разнообразия работы по военно-профессиональной ориентации, проводимой в школах.
- Материально-техническое обеспечение проведения смотра
- Методика проведения тематических вечеров и встреч с ветеранами и участниками войн
- Военно-спортивная игра Зарница
- Содержание работы отрядов по акциям
- Формы поисковой работы
- Организация и содержание деятельности военно-патриотических клубов
- Организация соревнований по военно-прикладным видам спорта
- Организация и содержание деятельности
- Оценка результатов учебных сборов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу