Эргономика в структуре психологического знания

Одной из основных задач авиационной медицины является сохранение здоровья и повышение работоспособности летчика, других членов экипажа летательного аппарата, специалистов наземных систем управления полетами и обслуживания авиационной техники (AT).

Традиционный путь решения этой задачи заключается в соблюдении гигиенических условий труда, нормировании летной нагрузки, в создании средств зашиты от вредных воз- действий, в проведении оздоровительных и других мероприятий.

Однако существует и другой путь, состоящий в воздействии непосредственно на процесс деятельности и, следовательно, на психические и физиологические функции, лежащие в основе целенаправленной переработки информации и затраты энергии человеком, а также на рациональное построение технических средств.

Этот второй путь реализуется инженерами при создании летательного аппарата (ЛА) или другой авиационной техники, инструкторами и методистами летной подготовки в процессе обучения и тренировок. При этом далеко не всегда используются полученные в психологии и физиологии данные о характеристиках человека.

В последние годы выявилась практическая необходимость и появилась реальная возможность объединить эти два пути с тем, чтобы комплексно решать все вопросы обеспечения высокоэффективной деятельности авиационных специалистов, начиная со стадии заказа авиационной техники и кончая  периодом  ее  эксплуатации  в  народном   хозяйстве.

В этом и состоит сущность авиационного направления эргономики как научно-практической дисциплины, имеющей целью повышение эффективности авиации, безопасности и регулярности полетов при условии сохранения здоровья членов экипажей и специалистов, обеспечивающих полеты.

Существуют два различных понимания эргономики: первое – формально-организационное. Эргономика в этом смысле представляет собой работу по объединению и совместному применению на практике совокупности различных рекомендаций и методов (гигиенических, физиологических, системно-технических, социологических, технико-эстетических и др.); второе – содержательно-специфическое.

Эргономика в этом смысле представляет собой специальную научно-практическую дисциплину со своими специфическими предметом, методами и самостоятельными задачами.

Предметом эргономики как науки является изучение системных закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническим средством, предметом трудовой (учебной, спортивной, игровой и др.) деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности пли в процессе профессиональной подготовки к ее выполнению.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) деятельности, способов подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий труда, которые непосредственно влияют на параметры деятельности и состояние человека, в интересах повышения качества и производительности труда, сохранения здоровья и развития личности работающего.

Специфическими методами эргономики являются приемы многофакторного экспериментального изучения систем «человек – орудие – предмет труда – среда», математического моделирования, анализа, проектирования и оптимизации процессов, средств и условий деятельности в таких системах.

Таким образом, эргономика как бы ассимилирует данные разных наук о человеке и технике и использует их при решении практических вопросов создания и эксплуатации технических средств. Для авиационной медицины такой под- ход заключается в следующем:

  • помимо критериев здоровья и функционального состояния физиологических систем обязательно используются критерии качества деятельности (точность выдерживания летчиком параметров полета, характеристики распределения внимания и т.п.);
  • существующее нормирование физиолого-гигиенических факторов по пороговому принципу (предельно допустимые концентрации веществ в воздухе, максимально переносимые перегрузки и т. п.) дополняется нормированием по динамическому принципу, т.е. путем выбора целесообразных значений факторов, исходя из зависимости показателей качества деятельности и состояния организма от величины воздействую- щего фактора или нескольких факторов;
  • значительно большее внимание обращается не на разработку рекомендаций, направленных на компенсацию недостатков авиационной техники в процессе эксплуатации, а на преду- преждение этих недостатков в процессе создания образцов
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)